24Март2019

07 Июнь 2013 Автор 

Национальная идея в судьбе казахской диаспоры

Эти размышления о судьбе наших соотечественников в определениях эк­зистенциалистского содержания, которыми так богато мировоззрение казахов, основывавшемся на двух философских категориях: жизни (Өмір) и существования (Өмір суру), свидетельствует, что в этом смысле судьба казахской диаспоры является ярким свидетельством этого концептуального этнического мировидения.

В мире очень немного стран, имеющих такую древнюю, но в то же время и столь молодую историю, как Казахстан.

Страна, расположенная в самом центре Евразийского континента, была прародительницей многих народов, ныне либо канувших в Лету, либо переселившихся в другие регионы мира и лишь казахам судьбой было даровано остаться здесь навсегда, дать этой земле историческое имя и построить свое государство, о чем веками мечтали наши предки.

И сегодня благополучно переступив рубеж очередного тысячелетия, продолжая строительство своей независимости, и в преддверии её 20-летнего юбилея перед нами встает вопрос о будущем развитии не только государственности, но и нации в целом. И в этом особая роль отводится нашим соотечественникам за рубежом, численность которых достигает более одной трети всех казахов, волею судеб раскиданных по всему миру.

Почти 20 лет назад, 29 сентября 1992 года (ставшее исторической датой для судеб всей казахской диаспоры) состоялось открытие I Всемирного курултая казахов, спустя почти год после обретения Рес­публикой независимости. Именно на нем Президент страны А.Н. Назарбаев обратился ко всем казахам, про­живающим сегодня в более чем сорока странах мира с призывом возв­ращения  их на историческую Родину – Казахстан. Итогом форума стало создание Всемирной ассоциация казахов, и не случайно, что ее Председателем был избран Лидер нации Н.А. Назарбаев.

Призыв лидера Казах­стана не остался без внимания. Он был принят с большим воодушевлением, и ответная реакция казахской диаспоры, проживающей за границей, проя­вилась немедленно. Так, по данным Министерства труда и социальной защи­ты Республики Казахстан за весь период независимости количество семей казахов, прибывших из иностранных государств на свою историческую родину – Атамекен, на 1 января 2008 года составило 169 681 семей с численностью 664 949 человек.

По неофициальным данным, вне квоты за этот же период прибыло до миллиона этнических казахов. Таким образом, в настоящее время в Казахстан возвратилось около 1,5 млн. казахов. Среди оралманов есть видные представители интеллигенции: высокообразованные литераторы, деятели культуры и науки. Немало специалистов в области юрисп­ру­денции, экономики, предпринимательства и иностранных языков. Среди репатриантов есть и государственные деятели и политики. По различным экспертным оценкам поток репатриантов в течение 5-10 ближайших лет может составить еще около 1-1,5млн. этнических казахов.

Сегодня этнографы, социологи, политологи и юристы рассматривают диаспору с разных точек зрения. Так, в энциклопедических изданиях диаспору определяют как часть народа (этнической общности), проживающую вне страны его происхождения, имеющую общие этнические корни и духовные ценности. Политологи подчеркивают важность для анализа политической роли диаспор не только характерного для них осознания себя частью народа, проживающего в ином государстве, но и наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной (или ее символом); формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. С юридической точки зрения, важен правовой статус лиц, составляющих диаспору. Какую-то часть всегда составляют граждане, постоянно проживающие за рубежом, остальные - лица, которые по каким-либо причинам утратили гражданство либо никогда не имели его, но гражданством данного государства обладали (обладают) их предки/потомки или иные родственники, и в силу этого они осознают себя как часть народа, проживающего в другом государстве.

К числу крупнейших диаспор в мире относятся китайская (насчи­ты­вающая, по разным оценкам, от 30 до 80 миллионов человек, проживающих более чем в 140 странах мира), российская (около 42 миллионов человек, из них 28 миллионов проживает в странах СНГ), индийская, ирландская, еврейская, армянская и др. Так, китайские диаспоры в мире различаются между собой по степени ассимиляции и интеграции с местным населением, уровнем взаимоотношений с Китаем. По оценкам, суммарный годовой доход китайской диаспоры превышает 1 трлн. долларов. Именно бла­годаря притоку капиталов китайской диаспоры Китай сделал огромной скачок в социально-экономическом развитии в 1980-1990-е годы.

Казахская диаспора является составной частью всего казахского народа, имеет единую прародину – Казахстан, но вследствие внутри- и внешне­поли­тических событий в прошлом, в настоящий момент проживает в более чем 40 странах мира.

На сегодняшний день казахская диаспора становится важным элементом международной деятельности Казахстана, так как связывает воедино три различных составляющих: Казахстан, как страну, куда простираются исто­рические корни диаспоры; современную диаспору; государства, принявшие миграционный поток. Казахская диаспора на протяжении всей своей истории имела насильственный или вынужденный характер миграции, вследствие политических, экономических и религиозных причин, вплоть до 60-х гг. ХХ века, когда начала развиваться трудовая иммиграция в страны Западной Европы, Америки и стран Персидского залива. Начиная с 60-х годов прош­ло­го столетия, представители казахской диаспоры начинают мигрировать из сельскохозяйственных районов в города страны проживания, а также вследствие изменений в их социально-экономических и про­фес­сиональной ориентации.

Специфика казахской диаспоры заключается в том, что миграция казахов  всегда носила насильственный характер - люди, веками кочевавшие по бес­крайним степным просторам, под давлением различных обстоятельств были вынуждены покидать родные края. Можно только себе представить, какой должна была быть угроза, чтобы они покидали землю, где покоился прах их предков, где они впервые вкусили молоко матери.

Народ, чье трудолюбие и гостеприимство отмечали все побывавшие в этих краях путешественники, рассматривал миграцию лишь как временное явление - уход от бедствий, преследований, безысходности. В душах казахов всег­да теплилась надежда на скорое возвращение. Но все временное, как бы ни была избита эта фраза, оказывалось постоянным. И люди, не готовившиеся к такому шагу сознательно, впоследствии расплачивались жизнью и неимо­вер­ными лишениями.

Причины, по которым казахи покидали родину, в большинстве своем носили политический и экономический характер. Это и борьба против наше­ствия джунгар, национально-освободительные движения против само­дер­жа­вия. Но самая большая миграция была вызвана приходом к власти боль­ше­виков, проведением ими политики «Малого Октября», коллективизации, зап­рета на религиозные убеждения.

Политические коллизии XX века; процессы постоянной перемены границ, которые кроились ради чего угодно, но только не на благо, живущих на этой земле людей; изменение статуса государств; установление новых госу­дарственных форм и разрушение старых - все это непосредственно влияло на миграцию казахов и формирование диаспоры в различных странах мира.

Представители казахской диаспоры, являясь составной частью всего казах­ского народа, в силу различных обстоятельств оказавшиеся за пре­делами своей прародины в странах с различной культурно-исто­рической ориентацией, сумели не только адаптироваться, усвоить культуру, язык и обычаи стран, где они проживали, но и сохранили свой родной язык и культуру.

При этом характерной чертой казахской диаспоры является успешная деятельность в странах с полиэтнической, мультикультурной и этноконфес­сио­нальной структурой, благодаря превосходной способности к адаптации, гене­тически заложенной кочевым образом жизни и повлиявшим на их социально-психологические, физиологические и мировоззренческие способности. При этом все представители казахской диаспоры прекрасно владеют языком титульного населения этих стран, уважают их обычаи и традиции, прекрасно уживаясь с представителями других национальностей. Нигде не создано дви­жений и партий, политизирующих казахский национальный фактор. Не известно ни одного факта  крупного или даже незначительно немотивированного выступления казахского населения по национальным, политическим или религиозным причинам против коренных жителей. При этом казахи и поныне стараются сохранить национальную самобытность, хотя во всех этих странах казахский язык лишен какого-либо институционального статуса.

Представителей казахской национальности, проживающих в дальнем и ближнем зарубежье многие рассматривают как хранителей культурного нас­ледия казахского народа. Этому есть свои объяснения: ведь на протя­же­нии многих десятков лет казахские семьи, проживающие за пределами Рес­пуб­лики Казахстан, бережно сохраняли свои традиции, обычаи, родной язык.

Определенное обо­соб­ленное компактное проживание казахских семей за рубежом и прак­ти­чески отсутствие связей с исторической родиной позволило им сохранить не только само­бытность культуры казахского народа, которая за многие годы Советской власти подвергалась ассимиляции и наполнилась многими новшествами, не­свойственными казахской культуре, языку, традициям, но и сохранило в их душах национальную идею казахов о Жер-ұйық – независимой Республике Казахстан.

В своем докладе на IV сессии Ассамблеи народов Казахстана6 июня 1997 года«Историческая память, нацио­нальное согласие и демократические реформы – гражданский выбор» Н.А. Назарбаев особо подчеркнул, что: «… Ка­захстан… всеми приемлемыми политическими и эконо­мическими способами будет поддерживать казахские диаспоры во всем мире, строя отношения дружбы и добрососедства со странами проживания каза­хов». Президента радует, что многие представители казахской диаспоры достигли немалых успехов в самых разных сферах человеческой деятельности. Он считает: от того, как к ним относятся в Казахстане, во многом зависит привле­кательность имиджа республики в глазах мировой общественности.

При ознакомлении с количественным составом казахской диаспоры, про­живающей в настоящее время в странах ближнего и дальнего зарубежья, можно увидеть следующую картину. По странам ближнего и дальнего зарубежья на первом месте – Узбекистан и Китай, каждые, из которых насчитывают около 1.500.000 представителей казахской национальности со­от­ветственно. На втором месте следует Россия - около 1.000.000 человек, все­го же в странах СНГ (без учета России и Узбе­кистана) проживают порядка 200 000 казахов.

Далее идут  Монголия с более 100.000 казахами, Афганистан с 30.000 на­шими соотечественниками и Турция с Ираном - в каждой стране около 10.000 представителей казахской национальности. Что касается других стран, в которых в настоящее время проживают наши соотечественники, то они имеют широкое географической поле. Это и Канада и Пакистаном, и Гер­мания и Франция, и США и Саудовская Аравия и другие страны, включая Австралию, страны Ближнего Востока и  Африканского континента, в част­ности в Марокко и Египт. Из европейских государств, пожалуй, только в Исландии нет представителей казахской диаспоры.

В целом же казахская диаспора в странах ближнего и дальнего зарубежья составляет около 5 миллионов человек. Но здесь нужно принимать во вни­мание, что во многих странах количество представителей казахской нацио­нальности может быть несколько занижено.

Такой широкий спектр размещения казахской диаспоры по всему миру не случаен. Здесь во многом сыграл определяющую роль социально-эконо­ми­ческий фактор, который наравне с политическим способствовал росту мигра­ционных настроений в рядах тогда еще коренных жителей Казахстана. При рассмотрении регионов места компактного проживания казахской диаспоры за рубежом, становится очевидным, что выбраны в основном страны, где социально-эконо­мическая ситуация способствует развитию человека, реализации его спо­собностей, знаний, применения опыта работы в той или иной сфере. Если в странах Европы представители казахской национальности проживают обо­собленно друг от друга, то в странах СНГ и КНР наблюдается кардинально противоположная картина. Так, компактное проживание казахских семей отме­чается в России (Оренбургская, Астраханская, Омская, Горно-Алтайская Автономная области), в Узбекистане (районы Мырзашола, Сырдарьи, Чирчика, Кызылкумов) и Китае (районы Алтая, Или, Тарбагатая, Кульджи, Барколь-Кумула в СУАР).

Процесс сохранения этнической идентичности у казахской диаспоры имеет несколько параметров: брак и семья, этнические общества, школы, язык и культура. Речь идет прежде всего о сохранении менталь­ности, потому что, находясь вдали от своей исторической родины, многие казахские диаспоры могут просто раствориться в стране проживания. И поэтому выходом из сложившейся ситуации является либо обучение своих детей в школах на родном языке, либо возвращение в Казахстан. Кроме того, языковая проблема представителей казахской нацио­нальности связана с алфавитом, а точнее, с тремя разными алфавитами: кириллицей, латиницей и арабской вязью. Так, казахи, проживающие в Китае и Иране, пользуется арабской графикой, казахи Турции и Узбекистана – лати­ницей, а казахи, проживающие в СНГ - кириллицей. Этот феномен, сущест­вующий уже длительное время затрудняет процесс сближения, как между самими казахскими диаспорами, так и с их родственниками в Казахстане.

Казахи зарубежья тоже ведут свою статистику численности казахов. Так, по данным казахского культурного центра «Мольдир» в Ом­ской области, перепись населения в России в 2002 году, показало, что численность казахов России достигла 1,2 миллиона человек, в том числе 81 тысяча - в Омской области, 15 тысяч - в Самарской, 125 тысяч - в Оренбургской и 80 тысяч в Саратовской.

По словам Председателя Европейской федерации казахских обществ Абдулкайыма Кесижи, на основе статистических данных культурных центров, сущест­вую­щих в 10 европейских городах, в разных странах Европы про­живает порядка 15 тысяч казахов. В свою очередь, профессор универ­си­тета Мимар Синан (Турция) Абдуакап Кара, считает, что чис­лен­ность европейских казахов достигает 20 тысяч человек. 

Председатель Баян-Ульгийского отделения Всемирной ассоциации каза­хов Хабсатор Омарулы, основываясь на статистических данных, утверждает, что численность казахов в Монголии в 2008 году составила 145 тысяч человек. Из них около 30 - 40 тысяч живет за пределами национальной автономии ка­за­­хов в Монголии Баян-Ульгий. Здесь следует отметить, что в конце июня 2009 года в Улан-Баторе впервые состоялся Малый курултай (съезд) казахов, в котором приняли участие около 400 делегатов из Монголии, а также 50 казахов из России, Казахстана и Китая.

В качестве своеобразной компенсации продолжающегося миграционного оттока русскоязычного населения Казахстан проводит политику по репат­риа­ции этнических казахов, которая пока является гораздо успешнее старто­вавшей в 2006 г. российской программы по переселению соотечественников.

К осуществлению программы по репатриации на историческую родину казахов, проживавших за рубежом, республика, в которой на долю титульного этноса к моменту обретения независимости приходилось чуть более поло­вины населения, приступила сразу после распада СССР. Политика эта изначально имела ярко выраженный этнический характер, так как в программе переселения могли принять участие только этнические казахи, по тем или иным причинам оказавшиеся за пределами Казахстана.

Переселение осуществлялось первоначально на основе принятого в 1992 г. закона «Об иммиграции», согласно которому казахам, возвращавшимся на территорию республики в связи с преследованиями, притеснениями, ограничениями прав и свобод, а также по желанию вернуться на историческую родину, предо­став­лялся статус беженцев, а тем, кто покинул Казахстан в ходе массовых репрессий, преследований, военнопленным и их потомкам – беженцев-репат­риантов. В декабре 1997 г. был принят новый закон «О миграции населения», по которому репатриантом (оралманом), считалось «лицо коренной нацио­нальности, изгнанное за пределы исторической родины… в силу актов мас­совых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной кол­лективизации, иных антигуманных действий, добровольно пересе­ляю­щееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания, а также его потомки». В соответствии с законодательством о репатриации оралманы имели право на широкий набор льгот, включая предоставление жилья и получение денежных пособий, хотя из-за экономических трудностей далеко не все эти льготы были реализованы.

Начало массовой репатриации приходится на февраль 1991 года, когда около 100 казахов из Монголии переселились в Казахстан. Во многом это было стихийным, слабо организованным процессом. Отсутствовала, прежде всего, надежная, продуманная законодательная база, защищающая права репатриантов. Но почти за 20 лет независимости было решено множество проблем: с прохождением пограничных и таможенных процедур, процессом выхода из гражданства, обучением и трудоустройством на новом месте и т. д. Правительством РК во главе с ее Президентом был выполнен большой объем работ в сфере миграционной политики. Подписаны различные законо­да­тельные акты и инструкции, утверждены Программа миграционной политики до 2011 года и план действий по ее реализации. Еще в начале 90-х годов законодательно были установлены государственные квоты для репатриантов, предусматривающие их равномерное расселение на территории республики с учетом этнодемографического и социально-экономического развития адми­нистративных территорий и ситуации на рынке труда.

Не стоит забывать, что данная проблема связана как с внутренней, так и внешнеполитической стратегией нашего государства. Во-первых, процесс возвращения казахов на свою историческую родину из года в год (особенно из Узбекистана) характеризуется повышающейся активностью и увеличением числа оралманов. Во-вторых, казахи-репатрианты становятся заметной частью казахского этноса, и поэтому необ­ходимо на государственном уровне интенсифицировать процесс социаль­ной и духовно-нравственной самоидентификации репатриантов с исторической родиной. Все это призвано способствовать безболезненной адаптации оралманов к новым климатическим, социально-экономическим, обществен­но-политическим и культурным условиям.

Иммиграция оралманов регулировалась при помощи квот, которые еже­годно утверждались Президентом Казахстана по представлению прави­тель­ства. Однако в условиях сложной экономической ситуации 1990-х гг. размер квот сокращался. Если в 1993 г. квотой предусматривалось переселение 10 тысяч семей оралманов, то в 1999-2000 гг. – только 500 семей. Сами квоты в условиях недостаточного финансирования часто выполнялись на 1/2– 2/3. Несмотря на наличие государственной программы, большинство казахов, особенно из России и других стран СНГ, переселялось в Республику вне квот. В 2002 году Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своем выступлении перед делегатами II Всемирного курултая казахов, проходившего в городе Туркестан на юге Казахстана, открывая съезд, заявил, что в Казахстане квота на принятие этнических казахов-репатриантов будет постоянно увеличи­ваться. По мере улучшения социально-экономической ситуации размер квот существенно увеличился. Если в течение 2005-2008 гг. квота составляла 15 тысяч семей в год, а с 2009 г. ее размер вырос до 20 тысяч семей. Боль­шинство переселенцев составляют дети и лица трудоспособного возраста. Уступая по уровню образования и профессиональной квалификации эмигри­ровавшему из Казахстана русскому и другому европейскому населению, тем не менее, возвращающиеся на свою историческую родину оралманы спо­собствуют решению демографической и языковой проблемы для Республики Казахстан.

Политику репатриации этнических казахов руководство Казахстана во главе со своим политическим лидером Президентом А.Н. Назарбаевым пла­нирует проводить и в дальнейшем. Почти десять лет назад,  в своем выступлении на открытии IIВсемирного курултая казахов, 23-24 октября в 2002 года в Туркестане, Президент А.Н. Назарбаев отметил: «Казахстан, как и прежде, будет принимать желающих вернуться на историческую родину, и более тесно общаться с соотечественниками, живущими за рубежом». Поэтому проблемы репатриации казахов из-за рубежа, их адаптации на родине, развитие куль­турных связей между республикой и зарубежными диаспорами, развитие культуры казахов в эпоху глобализации, проблемы обучения казах­ской зару­бежной молодежи в казахстанских вузах, вопросы снижения государственных барьеров для оралманов, желающих вернуться в республику самостоятельно, стали приоритетными для Казахстана и её лидера.

Новый Закон РК«О миграции», вступивший в силу 16 августа 2011 года предполагает повышение роли заграничных учреждений, которые смогут присваивать статус оралмана прямо на месте выезда. Объем предоставляемой помощи будет различаться в зависимости от регионов расселения. Кроме того, новый закон вводит понятие «спонсоров» - лиц, имеющих право на вос­соединение семьи, которыми могут быть имеющие гражданство Казахстана этнические казахи, постоянно проживающие на территории республики.

Как уже отмечалось выше, для казахской диаспоры характерна успешная адаптация в странах с различной экономической, культурной и религиозной направленностью. Очевидно, это объясняется генетической связью с кочев­ничеством как типом цивилизации. Номадизм, как кочевой образ жизни, очень часто ставил кочевников перед необходимостью выживания, будь то в силу природно-климатических факторов или характерных внутренних проти­воречий. Обязательной предпосылкой выживания становилась чрезвычайно высокая степень адаптивности. В суровых условиях кочевого быта, пере­ме­щаясь с места на место, требовались такие качества, как динамизм, социальная мобильность, умение быстро принять решение в новых обстоятельствах, а порой и пойти на риск. Именно этот набор качеств обеспечивал успех переселенцу при самоутверждении в сис­теме принимающего общества.

Однако, любая национальная диаспора в иноязычной среде начинает постепенно ассимилироваться. Прежде всего, это касается молодого поколения, отли­чающегося наибольшей социальной мобильностью. Но чаще всего именно диаспора, в силу особых условий выживания и сохранения своей культуры, становится более строгой носительницей и хранительницей культуры своей прародины, где важнейшим идентифицирующим признаком этноса является язык, с которым непосредственно связано этническое самосознание. Дума­ется, что недалек был от истины человек, назвавший отказ от своего языка «коллективным самоубийством» - первым шагом на пути исчезновения этноса.

Если же говорить о ближайших перспективах, то миграционные органы республики поставили в качестве приоритетной задачи иммиграцию (репатриацию) этнических казахов из зон конфликтов (Таджикистан, Афганистан), а также зон экологического бедствия (Узбекистан, Каракалпакия). Известно, что в Узбекистане казахи в основной своей массе проживают в экологически неблагоприятных регионах Приаралья и пустыни Кызылкум. В целом, в ближайшее время поставлена цель, провести репатриацию 500 тысяч этнических казахов.

Конечно, Казахстану пока трудно создавать для своих переселенцев такие же условия, как, например, в Германии или Израиле. Но если государство действительно защищает на международно-правовой основе свои нацио­нальные и региональные приоритеты, его миграционная политика не может не учитывать интересы своих соотечественников.

В своей книге «В потоке истории», рассуждая о судьбах страны, казах­ского этноса, о стремлении многих казахов вернуться на свою историческую родину, Нурсултан Назарбаев пишет, что «придет время, когда мы создадим для их возвращения не худшие условия, чем создают сегодня для своих соотечественников Германия и Израиль. Но мы не стимулируем искусствен­но их отъезд со второй Родины».

Как уже отмечалось выше, для казахов зарубежья характерно сохранение своего национального самосознания. При этом позиция государства в отношении казахских диаспор предельно четкая и корректная. Она заключается в культурной, экономической и политической поддержке наших диаспор при соблюдении принципов территориальной целостности и невмешательстве во внутренние дела суверенных государств. Но если в правовом смысле все достаточно прозрачно, то внутренняя культура казахских диаспор достойна подражания не только в формально-правовом, но и в чисто человеческом измерении. Сохранение своего национального «Я» и патриотизм по отношению к стране своего гражданства - вот модель развития всех национальных диаспор и внутри Казахстана. Это достойная формула для демократического государства.

Государственная программа поддержки казахских диаспор за рубежом, разработанная правительством, предусматривает оказание, прежде всего, культурной и духовной помощи казахам, проживающим за пределами Казахстана. В частности, в рамках ее реализации получили развитие культурные центры РК в таких государствах, как Россия, Китай, Монголия, Иран, Турция, США и в ряде стран Европы.

От статуса и отношения к казахам в странах мира зависит и действия Казахстана на международной арене, так как наша страна не сможет стать полноправным членом мирового сообщества, если не будет уделять пос­тоянное, достойное внимание и заботу о своих соотечественниках, прожи­вающих за границей. От позитивных результатов в решении этих вопросов зависит благоприятный межнациональный климат не только в Казахстане, но и за его пределами. Это с большой ответственностью осознает Президент Республики Казахстан – А.Н. Назарбаев и поддерживающая его казахская диаспора во многих странах мира.

За 20 лет независимости Казахстан добился значительных успехов: проведены социально-экономические реформы, политическая модернизация, осуществляются программы духовного возрождения нации и т.п. Казахстан превратился в регионального лидера и в одного из самых динамично развивающихся государств не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Все это вместе взятое вызывает чувство гордости наших зарубежных соотечественников и вместе с тем закладывает фундамент национальной идеи, главным лозунгом которой была и остается одна формула: Жер-ұйық - Независимость Республики Казахстан.

Еркин Байдаров,

главный эксперт Казахстанского центра

гуманитарно-политической конъюнктуры,

кандидат философских наук,

Данный доклад был сделан

на Международной теоретической конференции «Национальная идея – фактор объединения соотечественников во благо независимого Казахстана», 14 сентября 2011 г.

16.09.2011 г.



sarap.kz

Барлық құқықтар қорғалған. Толық немесе жартылай материалдарды пайдаланған жағдайда www.sarap.kzсайтына және мақаланың авторына сілтеме жасау міндетті.