14Ноябрь2018

07 Июнь 2013 Автор 

Роль казахского этноса в контексте национальной интеграции казахстанского общества

Проблема национальной консолидации казахстанцев, наверное, одна из актуальнейших в отечественных политологических кругах. Об этом свидетельствует, большой массив публикаций, как в СМИ, так и в научных изданиях. Ярким примером интереса со стороны общества к этой проблеме стало, например, всенародное обсуждение Доктрины национального единства (2009-2010), разработанной Ассамблеей народов Казахстана совместно с представителями национал-патриотического движения страны.

 

В  основе любой доктрины, определяемой как национальная, лежит исходный принцип: одно государство - одна нация. Принцип сам по себе справедлив, если нация рассматривается как гражданская нация, то есть как сознательное сообщество граждан, обеспечивающих демократическую легитимацию, как союз свободных и равноправных, взаимно ответственных индивидов, формирующихся на основе свободного выбора.

В современной науке нация определяется как «согражданство, как народонаселение занимаемой государством территории независимо от этнической принадлежности одним правлением». Современный французский исследователь Доминик Кола ввел понятие «нация-государство», которую он рассматривает как политическую форму территориального суверенитета над подданными и культурную (языковую и/или религиозную) гомогенизацию группы. «Государство-нация, - считает он,  - есть учреждение, обладающее монополией на легитимную культуру в пределах определенной территории» [1]. В свою очередь, понятием «этнос» принято обозначать «группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающей ее от таковых других» (С.М. Широкогоров).
При этом этнос не обладает признаком политической субъектности, а нация - есть политический субъект, и может объединять множество этносов в рамках определенного государственного образования. Поэтому граждане этих государств, составляющие нацию, имеют и этническую, и национальную идентичность, осознание своей принадлежности к данной политической общности, к данному социокультурному типу.

К тому же у нации формируется своеобразный менталитет, в котором ведущую роль играют ментальные особенности более многочисленного этноса. Так, например, говоря о менталитете казахстанцев, мы имеем в виду глубинные черты сознания и поведения не только казахского народа, но и живущих с ним бок о бок представителей других этносов, благоприятствующих их культурной однородности. Между тем в отечественной, как и в российской, литературе понятия «национальный характер», «национальный менталитет» употребляются чаще всего в значении «этнический».

На наш взгляд, синонимия «этническое» и «национальное» вносит путаницу и неопределенность в понимание сущности данных феноменов. Между этими понятиями существует определенная дистанция. Так, в частности, существует и этнический и национальный менталитет. Под национальным менталитетом следует понимать, прежде всего, сознательные и бессознательные компоненты структуры индивидуального и коллективного поведения, типичные для населения той или иной страны, а не для представителей отдельных входящих в нее этносов [2].

Неуклонное возрастание роли и значения этнонационального фактора в мировом целом, особенно в многонациональных государствах, каким например, является, Республика Казахстан ставят перед исследователями трудные задачи. Если в европейских странах подавляющее большинство населения ставит гражданство выше этнического происхождения, а государство обеспечивает национальным меньшинствам равные возможности с представителями титульного этноса, создавая условия для сохранения и совершенствования национального языка и культуры, то казахстанская государственность, к сожалению, пока не в состоянии представить гражданам подобный этнический комфорт. Поэтому в стратегической перспективе в Казахстане наилучшим видится путь создания дружественной среды межэтнического общения без изменения полиэтничности социума, так как достижение этой цели способствовало бы как удовлетворению этнокультурных и этноязыковых интересов всех граждан государства, так и сохранению его единства и целостности.

Определенный интерес в этом отношении представляют результаты проведенных социологических исследований «Национальная интеграция как фактор консолидации казахстанского общества» Института философии и политологии Комитета науки МОН РК под руководством – доктора философских наук, профессора Р.К. Кадыржанова в 2007-2008 гг. [3], где ключевыми были проблемы общественной трансформации и этнокультурные дифференциации, происходящие сегодня в Казахстане.

Главной целью научно-исследовательского проекта было исследование основных факторов, проблем и перспектив национальной интеграции в современном Казахстане в аспекте консолидации казахстанского социума. Основным методом исследования был социологический опрос, в ходе которого было опрошено 1150 человек в шести регионах Казахстана – городах Алматы и Астаны, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской  и Павлодарской областях. Опрос прово­дился по различ-ным  аспектам национальной интеграции современного Казахстана.

Самый главный результат проведенного научно-исследовательского проекта состоит в том, что национальная интеграция мультиэтнического казахстанского социума является сложным и противоречивым процессом социально-политического развития Казахстана. Эта сложность и проти­воре­чивость определяется во многом сложностью и противоречивостью пред­посылок и факторов национальной интеграции Казахстана.

Если сегодня, с одной стороны, формирование современной казахстанской нации-государства происходит в условиях этнокультурного возрождения и развития перспектив интеграции Казахстана, то, с другой, в у представителей казахского народа последнее время  беспокойство вызывает не только вопрос сохранения языка (о чем свидетельствует «письмо 138» на имя главы государства), но и вопрос дальнейшего развития казахской нации в условиях рыночных реформ. В связи с этим, респондентам был задан вопрос:  «Согласны ли Вы с тем, что от улучшения положения казахов будет улучшаться положение всех остальных национальностей Казахстана?» Полученные в ходе исследования результаты дают в целом достаточно интересную позитивную динамику. Так, боль­шинство респондентов считает, что от улучшения положения казахов будет улучшаться положение других национальностей Казахстана. Суммарный по­ка­затель по ответам «полностью согласен» и «частично согласен» составил –57,20%. Это больше половины всех опрошенных. Но,  в то же время,  36,97% русских и 36,67% представителей европейско-христианской общности, не согласны с таким утверждением.

Таблица 1

Согласны ли Вы с тем, что от улучшения положения казахов будет улучшаться положение всех остальных национальностей Казахстана?

 

казах

русский

Представитель тюрко-мусульманской общности

Представитель европейско-христианской общности

 

Общий итог

Полностью

согласен

54,98%

10,92%

17,31%

14,44%

0,00%

37,94%

Частично

согласен

15,89%

15,85%

23,08%

16,67%

0,00%

16,26%

Частично

не согласен

5,92%

18,66%

21,15%

8,89%

50,00%

10,37%

Полностью

не согласен

13,08%

36,97%

23,08%

36,67%

0,00%

21,87%

Затрудняюсь

 ответить

10,12%

17,61%

15,38%

23,33%

50,00%

13,56%

Анализ результатов социологического опроса показывает, что воп­рос о ведущей роли казахского этноса в улучшении материального положе­ния всего населения Казахстана вызывает различные оценки у различных групп населения. Хотя большинство респондентов - 54,20%, поддерживает такое мнение. Однако, немало и тех (32,24%), кто так не считает, Неопределенность ответов по данному вопросу свидетельствует о том, что сегодня в современном Казахстане актуализировались следующие вопросы:

как научиться ставить гражданство выше этнического происхождения, не испытывая при этом социального беспокойства, ущемления национальной гордости;

каков механизм преобразования идентифицирующих установок по культурно-языковому принципу и т.п. При этом государственные структуры, столкнувшись с трудными проблемами практического управления межнациональных отношений, не в состоянии опереться на разработки общественных наук (истории, политологии, социологии и др.), оказавшихся не готовыми к выполнению прикладных задач.

Интересным с точки зрения исследования является предложенный рес­пондентам вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что с увеличением общей численности казахов будут укрепляться межнациональные отношения в Казахстане»? Этот вопрос во многом связан с увеличением общей численности казахов, а также  с миграционными процессами. Как известно за годы суверенитета в республику приехали сотни тысяч граждан. Среди других национальностей найдется немного тех, кто с уверен­ностью скажет, что в Казахстане нет национальной напряженности, что наша республика в будущем гарантирована от национальных потрясений. Опрос показал, что больше половины респондентов полностью согласны (33,93%) и частично согласны (22,34%) с мнением, что с увеличением общей числен­ности казахов будут укрепляться межнациональные отношения в Казахстане.

Интересно, что миграция казахов в большей степени является одним из раздражителей в межэтнических отношениях, чем причиной демографических изменений. Как показало социологическое исследование, «полностью не согласных» и «частично не согласных» среди русских – 44,01%, среди представителей тюрко-мусульманской общности – 46,15% и европейско-христианской общности – 40,00%. Это говорит, о том, что за прошедшие годы принципиальных изменений в сфере национальной политики не произошло, и поэтому сегодня Казахстан вновь находится на пороге миграционного всплеска.

 

Еркин Байдаров, ученый секретарь

 

Института философии и политологии

 

Комитета науки МОН РК, 

 

главный эксперт Казахстанского центра

 

гуманитарно-политической конъюнктуры

 

кандидат философских наук

 



sarap.kz

Барлық құқықтар қорғалған. Толық немесе жартылай материалдарды пайдаланған жағдайда www.sarap.kzсайтына және мақаланың авторына сілтеме жасау міндетті.