19Август2017

04 Июнь 2013 Автор 

Казахстанская молодежь на новом этапе развития

 

Сегодня в условиях современной глобализации казахстанская молодежь стремится к активному участию в разработке и реализации государственных программ, в частности речь идет о Программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана (ФИИР).

Кроме того, молодежь считает, что государство уже сейчас могло бы проводить постоянный мониторинг идей и инициатив молодых. Однако пока она разместилась на задворках общественно-политической жизни страны. Ей не хватает единства, информации и правовой грамотности.

 

В связи с этим, накануне 20-летия независимости РК, остро стоит вопрос о реформировании существующего законодательства в сфере государственной молодежной политики. На сегодняшний день имеющийся закон не эффективен. А потому молодежь надеется, что казахстанские законотворцы привлекут ее к разработке поправок. Именно эти вопросы стали центральными темами на прошедшем в Алматы в октябре 2010 года республиканском слете молодежных организаций ZhasCamp.

Современная казахстанская молодежь – креативная, инициативная, деятельная, динамичная. Но, обладая такими качествами, она почему-то остается за бортом общественно-политической и экономической жизни страны. Позиция наиболее активных представителей этой когорты населения однозначна: всему виной неэффективный закон РК «О государственной молодежной политике». Благо законотворцы решили пересмотреть этот закон в 2011 году. А молодежь Казахстана решила выдвинуть свои рекомендации к этому проекту. Именно эта тема стала центральной на конференции «ZhasCamp», которую посетили порядка 500 лидеров молодежных движений со всех регионов страны.

По общему мнению молодых активистов, приехавших на этот республиканский слет, основа стабильного Казахстана – социальная сплоченность.

В этом нуждается наше общество. Чего же действительно не хватает казахстанским молодежным организациям? Чем может помочь грамотно проводимая государственная молодежная политика?

По мнению участников проекта проблемы, могли бы решаться намного эффективнее, если бы между молодежными организациями были налажены хорошие коммуникации. Кроме того, в числе основных проблем – очень низкий уровень информированности и правовой грамотности среди молодежи, низкий уровень заинтересованности в общественной жизни, ориентация молодежных организаций на деньги доноров.

Но самый главный минус проводимой государственной молодежной политики в том, что молодежь не принимает участия в разработке государственных программ, хотя именно ей предстоит их воплощать в жизнь.

Например, государственная программа форсированного индустриаль­но-инновационного развития рассчитанная на ближайшие 10 лет, до 2020 года создавалась без участия молодежных организаций. Однако уже сейчас государство могло бы взять под свое крыло мониторинг идей и инициатив молодежи и пригласить их к участию, – отмечает один из организаторов «ZhasCamp» генеральный директор Молодежной информационной службы Казахстана Ирина Медникова. - Она также подчеркнула, что хотя у казахстанской молодежи много проблем, при этом есть много талантливых и активных ее представителей, готовых эти проблемы решать. Но пока очень мало результатов.

В свою очередь Айгерим Касымова, вице-президент AIESEC-Алматы – считает, что одна из важнейших причин этого заключается в несовершенном законодательстве и неполном его исполнении. Закон о молодежной политике рамочный, декларативный и неэффективный. Так, у студенческой молодежи есть много предложений в части студенческого самоуправления. В частности, по их мнению, нужно, чтобы все проблемы студентов находились в ведении правления самих студенческих советов. Все студенческие бюджеты также должны управляться студенческими советами. Тогда у них появятся навыки и ответственность [2].

Вопросы, которые были подняты на конференции, не остались незамеченными. 15 февраля 2011 года состоялось первое заседание рабочей группы по разработке проекта Закона республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной молодежной политики».

Основной целью законопроекта является снижение декларативности действующего законодательства в сфере молодежной политики, разработка конкретного механизма реализации прав и гарантий молодежи.

Выступившие с докладами Вице-министр МОН Махметгали Сарыбеков, директор департамента молодежной политики Мадияр Кожахмет, а также представители заинтересованных министерств, неправительственных организаций заявили, что принятие законопроекта в перспективе создаст условия для повышения конкурентоспособности молодежи, ее гражданской активности и формирования интеллектуального ресурса страны. 

Вместе с тем, по инициативе «Альянс студентов Казахстана» уже в марте 2011 года состоялись республиканские студенческие парламентские слушания по выработке предложений в Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».

По итогам заседания было принято решение о создании специального сайта по обсуждению законопроекта [3].

В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года государственная молодежная политика будет направлена на формирование конкурентоспособной молодежи. В свою очередь, эффективная модель взаимодействия с молодым поколением будет направлена на повышение патриотического самосознания, гражданской ответственности, формирование активной общественной позиции и здорового образа жизни, развитие предпринимательского и инновационного потенциала, выявление и поддержку молодых талантов.

Одной из задач Стратегии – 2020 является формирование среды, которая способствовала бы удержанию профессионально подготовленной молодежи в государственном секторе, а также привлечению прогрессивной молодежи Казахстана на государственную службу.

Так, по данным Агентства по статистике Республики Казахстан на 1 января 2009 года численность молодежи в возрасте от 14 до 29 лет составила 4608580 человек [3]. По сравнению с предыдущими годами снизился ее удельный вес в общей численности населения с 29,7% в 2007 году до 29,2% в 2009 году. В структуре молодежи преобладает мужское (50,6%) над женским и городское (50,9%) над сельским. Однако данное преобладание является незначительным и можно сказать, что молодежь делится примерно поровну по данным показателям. При этом доля городской молодежи имеет тенденцию к снижению.

Поэтому применительно к современному этапу развития Республики Казахстан, оправляющейся от рыночной «шокотерапии», создание и развитие сети разнообразных служб социальной работы с молодежью – процесс объективно необходимый, способствующий национальной безопасности. Понятно, что за декларацией основных направлений государственной молодежной политики (ГМП) должна последовать огромная по масштабу черновая работа по отбору и созданию новых технологий, форм и средств социальной работы, когда и содержание образования, и способы реализации задач воспитания и развития личности соответствуют актуальным запросам общества.

Таким образом, успешная реализация государственной молодежной политики в Республике Казахстан будет находиться в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодежи.

 

Турдыгулов А.К., Главный эксперт

 

Казахстанского центра

 

  гуманитарно-политической конъюнктуры,

 

Байдаров Е.У., старший научный сотрудник

 

Института философии и политологии МОН РК

 

 

  1. http://www.edu.gov.kz
  2.  3. Агентство по статистике Республики Казахстан. – Астана, 2009.

06.05.2011 г.



sarap.kz

Барлық құқықтар қорғалған. Толық немесе жартылай материалдарды пайдаланған жағдайда www.sarap.kzсайтына және мақаланың авторына сілтеме жасау міндетті.