19Август2017

04 Июнь 2013 Автор 

Проблемы студенческие в г. Алматы

Адаптация студентов из села в г. Алматы

В процессе адаптации студентов из села в г. Алматы есть ряд проблем, обусловленных рядом факторов.

Первым и наиболее значительным фактором проблем адаптации студентов из села в г. Алматы выступают культурно-цивилизационные феномены. Причем данные феномены диктуются разными основаниями. Среди этих оснований наиболее значительными являются такие факты как  различие уровня образования на селе и в городе. Сельчане студенты в большинстве своем обладают более низким уровнем среднего образования. В итоге эта проблема оказывает существенное влияние на степень вовлеченности сельских студентов в разные городские тусовки.

Горожане редко включают в свои неформальные движения студентов-сельчан, рассматривая их как «недостойных» этого из-за их будто бы «невежества». Поэтому не случайно студенты – выходцы из села, после достижения определенных успехов при получении высшего образования, на старших курсах активно включаются в различные городские тусовки. В этой связи также не случайным выглядит тот факт, что студенты-сельчане, обучающиеся на грантах, уже на первых курсах вовлекаются в городскую неформальную жизнь.

Другим серьезным культурно-цивилизационным фактом, осложняющим адаптацию студентов-сельчан в г. Алматы, выступает различие городской и сельской культур. Для русифицированных горожан-алматинцев являются непонятными многие «причуды» сельчан-студентов – носителей традиционной казахской культуры. В этом свете не случайно студенты-горожане в первом, или во втором поколении более тесно общаются со студенами-сельчанами. Также показательным в данном случае выступает то обстоятельство, что алмаатинцы, получившие образование в средних школах на казахском языке, практически не имеют культурно-цивилизационных барьеров при общении со студентами, выходцами из села.

Значительными факторами, затрудняющими адаптацию студентов из села в г. Алматы, выступают социально-экономические основания. Горожане зачастую относятся к студентам-сельчанам, с низким социально-экономическим статусом, как к своего рода «люмпенам». Поэтому показательным моментом является тот факт, что сельские студенты из очень обеспеченных семей, как правило, быстрее вовлекаются в городские тусовки.

Таким образом, объективной основой трудностей адаптации сельчан-студентов в г. Алматы выступают жилищные проблемы, обусловленные платным образованием (общежития на практике предоставляются студентам-грантникам). Кроме того, низкий уровень обеспеченности учебниками, книгами на казахском языке в учебном процессе ВУЗов также препятствует росту общей образованности студентов-сельчан. Но в целом большинство студентов-сельчан уже на старших курсах активно адаптируются к алматинской жизни. Более того, студенты-сельчане в последнее время оказывают существенное влияние на общую городскую культуру, внося в нее позитивные традиционные казахские ценности. И это, по-видимому, обусловлено природной восприимчивостью казахов к инновациям.

Социальное положение студентов

Социальное положение студентов г. Алматы в большинстве своем находится на довольно низком уровне. Наиболее красноречивым свидетельством этого является тот факт, что более 20 тысяч студентов Алматы не обеспечены общежитиями. В итоге они вынуждены арендовать квартиры и другие уголки. А для того, чтобы оплачивать свое проживание там, многие студенты занимаются подработками, что незамедлительно сказывается на уровне образования, а также и социальной адаптации студентов г. Алматы.

Кроме того, состояние общежитий в большинстве ВУЗов города оставляет желать лучшего. Зачастую в общежитиях отсутствуют элементарные удобства. Во многих общежитиях душевые кабины в большинстве своем являются общими. Причем душевые работают не во все дни недели. Данное обстоятельство является одной из причин нежелания многих студентов жить в общежитиях. Также существенное влияние оказывает на такую мотивацию – высокий уровень преступности в общежитиях, наличие там так называемой дедовщины.

Значительное негативное влияние на уровень социального положения студентов Алматы оказывает уровень стипендий и других заработков. Между тем, уровень цен в городе является наиболее высоким по Казахстану.

При этом, как правило, в наиболее бедственном положении находятся студенты-сельчане. И это обусловлено низким уровнем доходов, высоким уровнем безработицы на селе. В итоге родители, родственники обладают низкой возможностью оказывать помощь студентам-сельчанам. Низкие стипендии не могут покрыть все расходы студентов. Поэтому не случайно наиболее высокий уровень преступности наблюдается именно среди студентов-сельчан. А это в конечном итоге сказывается на дальнейшем продвижении по социальной лестнице студентов.

Существенной проблемой социального положения студентов Алматы является тот факт, что большинство предприятий города неохотно берут на хорошие подработки студентов из-за низкой их квалификации и невозможности работать весь день. В итоге студентам приходится работать в существенном отрыве от учебного процесса. Это незамедлительно сказывается на уровне образованности студентов и тем самым их возможности, способности в будущем заниматься квалифицированной высокооплачиваемой работой.

Таким образом, в целом наиболее низкий социальный уровень в возрастном срезе наблюдается среди студенческой молодежи Алматы, являющейся выходцами из села. Студенческая молодежь же из обеспеченных семей обычно обучается за рубежом, или в элитных ВУЗах Алматы. Поэтому они в большинстве случаев находятся в стороне от социальных проблем остальной части студенческой молодежи города. Другие студенты- горожане, студенты-сельчане, могущие себе позволить проживать в квартирах, благоустроенных домах также оказываются в стороне от социальных проблем.

Впрочем, представляется, что уровень социального положения студентов г. Алматы может значительно улучшиться в виду того, что Президент дал распоряжение расширить строительство благоустроенных и дешевых общежитий, а также рассмотреть возможность повышения студенческих стипендий.

Патриотизм среди студентов г. Алматы

Уровень патриотизма среди студентов г. Алматы имеет значительные различия, тесно связанные с их социальным происхождением. Студенты из села, как правило, обладают более высоким уровнем патриотического сознания. Это, по всей видимости, связано с тем, что студенты-сельчане в большинстве своем являются представителями казахского народа. Поэтому не случайно низкий уровень патриотизма, скепсиса в отношении его ценностей больше всего наблюдается среди русифицированных студентов. Также показательным в этом плане является тот факт, что наиболее высокий уровень патриотизма горожан-студентов наблюдается среди обучающихся на казахских отделениях ВУЗов.

Впрочем, наблюдающиеся факты пренебрежительного отношения к патриотизму обусловлены социально-экономическими проблемами студентов, вызванных социальным неравенством, низким уровнем стипендий, других доходов; бытовой неустроенностью. Развитие в нашей стране «дикого капитализма» также оказывает свое неблаготворное влияние в этом плане. Поэтому в среде студентов г. Алматы широко распространены такие настроения как «Родина – там, где хорошо». Тем не менее, именно студенческая молодежь демонстрирует наиболее высокий уровень патриотизма. По-видимому, это обусловлено тем, что большинство студентов являются представителями поколения родившихся, или воспитывавшихся в независимом Казахстане. В этой связи показательным является тот факт, что в последнее время наиболее высокий уровень знания казахского языка, казахской истории демонстрирует именно студенческая молодежь. Причем наиболее высокое стремление изучать казахский язык, историю Казахстана в возрастном срезе, например, представителей нетитульных этносов распространено именно среди студентов.

Представляется, что наиболее значительное влияние на рост патриотизма среди студентов г. Алматы оказывает рост внешнеполитического авторитета, статуса Казахстана, его достижений в экономическом развитии. Показательным примером в данном случае выступает тот факт, что введение в строй метро вызвало рост патриотического воодушевления среди студенческой молодежи Алматы. Но наиболее существенным показателем высокого уровня патриотизма среди студентов г. Алматы выступает то обстоятельство, что выезжая после окончания ВУЗов на заработки в дальнее зарубежье, они, как правило, возвращаются обратно на Родину. Также иллюстративным фактом в данном случае является тот момент, что наиболее высокий уровень политического участия в г. Алматы демонстрирует именно студенческая молодежь.

20.01.2012 г.

Талгат Мамырайымов, вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры



sarap.kz

Барлық құқықтар қорғалған. Толық немесе жартылай материалдарды пайдаланған жағдайда www.sarap.kzсайтына және мақаланың авторына сілтеме жасау міндетті.