28Апрель2017

            Качественный человеческий капитал является неотъемлемым фактором успешного развития государства. В условиях ресурсной зависимости подготовка и взращивание кадрового потенциала крайне важна. Об этом неоднократно говорит президент Республики Казахстан в Стратегии 2050 и в ежегодных посланиях народу Казахстана. Уровень человеческого капитала напрямую связан с уровнем жизни населения, доступом к качественному образованию и услугам здравоохранения. В качестве одного из аспекта остановлюсь на основных проблемах и перспективах проблем образования в области политической науки.

Политическая наука помогает осознать социально-политические процессы и принимать адекватные меры для разрешения тех или иных проблем. Несмотря на то, что политическая наука достаточно новая для Казахстана, значимость ее не приходится преувеличивать. Для формирования полноценного гражданского общества, о котором Президент тоже неоднократно говорит, необходимо основательно заниматься развитием этой науки. На данный же момент, само понимание политической науки носит весьма расплывчатый характер среди всех уровней населения и власти. С похожими проблемами сталкиваемся не только мы, но и страны всего постсоветского блока и другие страны.

На сегодняшний день политология развивается как научная дисциплина в вузах, так и в прикладном поле. Однако существует ряд проблем, над которыми надо работать. Количество научно-исследовательских институтов, мозговых центров, рейтинговых агентств значительно возросло. Это как государственные, так и частные институты. Это положительный тренд, однако, необходимо развивать направленность аналитических структур по тематикам и специализациям. Например, в 2010 году была создана Ассоциация политических исследований, цель которой способствование развитию политической науки в Казахстане, ведь мы должны расширять интеграцию с международным политологическим сообществом. В 2011 году был проведен Евразийский конгресс политологов. Аналогичная площадка является объективной необходимостью в свете последних событий в мире и стране. В связи с чем, считается целесообразным возобновить проведения данного мероприятия.

Несмотря на это, вопрос качественного институционального развития остается на повестке дня. Многие центры по-прежнему дублируют объекты исследования. Не хватает институтов разной направленности. Когда как существует острая нехватка специалистов, владеющих ситуацией, к примеру, в регионе Центральной Азии, евразийского пространства. Многие пишут о Российской Федерации, но нет целенаправленного системного анализа. Недавние события в Украине, активизация евразийской интеграции, переговоры с ВТО - все указывает на необходимость выбора нужной специализации будущих экспертов и ученых. Это касается и проблем внутренней политики страны. Любая сфера нашей жизнедеятельности нуждается в научном обосновании. Кроме того,некоторые политологи перешли в поле политической деятельности, что напрямую влияет на уровень объективности работ, и стирает границы между политологами и политиками, которых до сих пор не каждый член общества сможет отличить друг от друга.

Истоки нынешних проблем можно проследить в исторической составляющей. Политологические исследования с 90-х гг. требовали от ученых практических рекомендаций и сценариев применения. Это, в свою очередь, отвлекало их от проведения фундаментальных теоретических исследований, тесно привязав к локальному контексту. НПО, международные фонды, которые выделяют средства на исследования, в основном, ориентированы на эмпирические исследования, тогда как развитие фундаментальных теоретических школ их не интересует. Следовательно, нужны альтернативные источники финансирования.

Вузовскую политологию зачастую обвиняют в оторванности от практики. В данном случае следует привлекать большее количество политологов-практиков к преподаванию, чтению лекций. Некоторые вузы работают над этим. Если в Алматы и Астане эта проблема решаема, то в регионах реализовать ее крайне сложно. Тем не менее, в вузах работают ученые, педагоги, фанатично преданные своему делу. Кроме того, количество грантов, выделяемых для обучения студентов недостаточно. По другим специальностям политология согласно госстандарту составляет 2 кредита. Хотя мы всегда заявляем о необходимости повышать политическую культуры граждан, формировать гражданское общество – без базовых знаний в области политического устройства, общественно важных процессов мы не сможем к этому приблизиться. Существует угроза того, что дисциплина будет внедрена как электив, то есть ее будут слушать студенты не всех специальностей. Это чревато замедлением повышения политической культуры населения страны.

Более того, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда желающий может получить образование по программе бакалавриата, магистратуры, но нет такой возможности для тех, кто хотел бы посвятить себя науке и учиться дальше на докторантуре. Любой конкурсный отбор  носит субъективный характер, следовательно, не все желающие, или даже достойные могут пройти отбор. В связи с этим, большое количество молодых перспективных специалистов уезжают зарубеж для поступления на программы Phd, и некоторые из них продолжают работать там.

Следующий пробел в подготовке кадров - это состояние литературы. На сегодняшний день идет замена и дополнение учебников российских авторов казахстанскими и другими. Это, в свою очередь, обнажает проблему недостатка книг о современном состоянии политической, экономической и социальной жизни страны. Безусловно, отдельные кафедры стимулируют студентов читать литературу на других языках, но все же существует проблема владения языком на достаточном уровне для восприятия специализированной литературы. Если по обязательным предметам обеспеченность налаживается, то по элективным курсам проблема остается актуальной. Литература на казахском языке находится в более плачевном состоянии, несмотря на то, что в последние годы появились достаточноучебников и учебных пособий на казахском языке. Зачастую это книги, не всегда качественно переведенные с русского языка. Для такой молодой школы политологии нужно особое внимание уделять методам исследования. В данном случае, перевод соответствующей литературы надо реализовывать. Перечень литературы должен быть лаконичным и отобран наилучшим образом. К примеру, опыт Восточной и Центральной Европы демонстрирует, как фрагментарный характер перевода литературы необоснованно делали популярными те или иные парадигмы, тогда как в мире они считались устаревшими.

Также необходимо сократить идеологическую направленность работ студентов, преподавателей вузов; развить междисциплинарный подход в исследованиях, предоставить студентам возможность выбирать предметы разных кафедр (международные экономические отношения, международные отношения, международное право, политология, социология и другие смежные дисциплины); улучшить материально-техническую базу, библиотечный фонд университетов; создать электронную базы данных статей, материалов ученых, политологов Казахстана.

В региональном разрезе существует проблема прохождения практики студентов. Не все центры, государственные органы и иные институты готовы принять большое количество студентов. Притом, что сотрудники этих институтов никак не мотивируются, кроме как собственного желания поделиться знаниями и навыками с молодым поколением. Следовательно, редким студентам удается применить свои теоретические знания на практике, подготавливать научно-аналитические материалы, участвовать в обсуждениях и т.д.  

Ни для кого не секрет, что педагоги излишне загружены разного рода отчетами, что не способствует повышению качества преподавания и пагубно влияет на эффективность работы профессорско-преподавательского состава. Еще один момент, в последнее время все больше говорят о необходимости использования численных показателей – индекса цитирования и импакт-фактора при оценке результатов научных исследований. Вполне возможно, что по этим критериям, возможно, сопоставлять уровень научных исследований ученых. На мой взгляд, использование данной системы наукометрии на сегодняшний день имеет неоднозначное влияние. Более того, абсолютизировать эти данные и основываться только на них, думаю, не всегда правильно. Я задаю один лишь вопрос: будут ли развиваться отечественные научные издания, если все «ринемся» писать в зарубежные издания. И надо заметить, что это стоит больших средств с нашей стороны.

Также я начал встречать, материалы различных международных конференций, где издаются статьи наших молодых ученых. Однако, не говоря о том, что в этих журналах не найдешь статьи известных зарубежных ученых, но и даже техническая сторона изданий не выносят критики. Один из таких журналов «Waset» лишь недавно был исключен из базы данных Скопус. Понятно, что данные проекты имеют явный коммерческий характер. Возможно, нам нужно более эффективно усиливать свои журналы. Не превращать оценку по количеству статей с импакт фактором в универсальный и единственный индикатор научной состоятельности ученого. Монографии и другие глубокие исследования должны приниматься во внимание наряду со статьями в международных базах данных. Более того, следует развивать отечественную науку путем создания рецензируемого журнала, в редколлегию которого могут войти как международные, так и местные специалисты. Мы должны помнить, что страна, прежде всего, должна готовить специалистов для себя, но по достаточно высоким стандартам.

Важно изучать опыт транзитных стран, так как они столкнулись с таким же комплексом проблем, что и мы. Центральная Азия, в том числе Казахстан, имеет отличные шансы развить свои школы теорий и концепций, которые будут наиболее подходящими для исследования локального контента. Для развития государства необходимы институты. Институты ограничены юридическим статутом учреждения, не представляя глубокие научные исследования. Это касается не только политологических институтов, а в целом всех институтов в стране. Казахстану нужен квалифицированный политический класс - от учителей до политиков и политологов. Большое количество аналитических институтов способствует формированию качественных кадров, чьи материалы могут быть использованы в выработке государственной внутренней и внешней политиках.

Список литературы:

1.   Eisfeld R. & Pal A. L. (eds), (2010)Political Science in Central and Eastern Europe: Diversity and Convergence, Barbara Budrich Publishers.

2.   ДукеевБ., МустафаеваН. (2013), Қазақстан Республикасындағы ЖОО-дағы саясаттану ғылымының даму мәселелері.

3.   Карин Е. (2003), Развитие политической науки в Казахстане.

4.   Политическая наука в Западной Европе, Под редакцией Ханса-Дитера Клингеманна, перевод с англ. под редакцией д.ф.н., профессора Е.Б. Шестопал, Москва: Аспент Пресс, 2009, 487 стр.

5.   Сатпаев Д. (2002), Политическая наука в Казахстане: состояние дисциплины.

6.   Умбеталиева Т. (2012), Казахская политическая наука в период перестройки: неизвестные страницы. Работа была опубликована в Материалах конференции «Наследие перестройки: дискурсы в производстве знаний в Центральной Азии», август 2012 г., Улаанбаатор, Монголия.

7.   Интервью с преподавателями и студентами кафедр политологии и других смежных дисциплин.

8.   Чеботарев А. (ред.) (2009), Актуальные вопросы развития политической науки в Казахстане, Алматы, 74 стр.

Доклад был подготовлен для выступления на Конгрессе политологов Казахстана в г. Астана, 26.04.2014

 

Алияров Есенжол 

доктор политических наук, профессор

 

Подробнее ...