19Август2017

«Любая развитая идеология создается, поддерживается

 и совершенствуется как политическое оружие,

а не теоретическая доктрина»

Ханна Арендт

      Аграрная экономика всегда находилась под давлением определенных идеологических догм аграрной политики государства, в результате которого складывалось то или иное положение сельского хозяйства. С конца ХХ века аграрная промышленность государства, по сравнению с другими отраслями отечественной экономики, стала прочно занимать место отсталой составляющей общественного хозяйства страны. На современном этапе по оценкам многих специалистов Казахстан считается страной с самым высоким незадействованным сельскохозяйственным потенциалом в мире. Имея, в свою очередь, стартовые условия для полноценного развития сельского хозяйства и тем временем в должной мере не используя их, страна создает латентную угрозу для безопасности всего человечества. Причинами, породившие подобную проблему, явились: длительное отсутствие научно обоснованной, проверенной и системной практикой хозяйствования аграрной политики государства; формирование сельской экономики теми лицами, которые по собственным интересам влияли на государственные структуры, ответственные за разработку и осуществление аграрной политики. Это, несмотря на то, что политика должна была строиться на реальных проблемах, объективно существующих в отрасли. Указанные причины напрямую связаны с нехваткой той государственной идеологии, которая на должном уровне представила бы стране предназначение сельского хозяйства на основе богатого исторического опыта, обозначила бы тактические цели и задачи, призывая тем, что для их достижения нужна взаимная сплоченность, как со стороны государства и его отдельных структур, так и общества.

      Идеология, сама по себе, – это не определенный способ ускользнуть от действительности, основная функция идеологии состоит в том, чтобы создать ту социальную реальность, которая бы могла защититься от различных травматических катастроф [1]. Идеологическая платформа, имеющая положительный тон для развития общества, должна  максимально проникать в те отрасли, на которые государство подлинно рассчитывает. Идеология должна навязываться государством лишь тем сферам, которые напрямую зависимы от государственной поддержки и регулирования, а также незаменимы в развитии всей страны. С этой точки зрения, небезызвестна ведущая роль сельского хозяйства для Казахстана, эффективное функционирование которого обеспечит продовольственную безопасность, глубоко соизмеряемая с национальной, экономической, экологической и другими видами безопасности. Развитие аграрного сектора также высоко оценивается в управлении над всевечными проблемами. Так, к примеру, разрешаются вопросы социальной отрасли – безработица, миграция, быстрые темпы урбанизации и др.

        Историческое прошлое пронизана событиями, где во многих странах идеология стала оружием в руках эшелона власти, поработивших собственный народ путем насаждения ему своего понимания реальности, прикармливания идеями о «светлом» будущем, не закрепленные объективными доводами (они были субъективны и пристрастны). Во все времена идеология осуждалась различными учеными, просветителями – им было чуждо насилие государства над обществом. Однако оправданию подлежит демократически ориентированная «государственная идеология», не идущая на поводу утопических взглядов и созданная во благо всего общества. В реалиях страны таковым может по праву стать создание идеологии для государственной аграрной политики. В отличие от существующих идеологий, тщетно придававшиеся различным мифам, идеология сельского хозяйства страны будет содержать элементы научных знаний, так как она опирается на реальные факты и доводы – сельское хозяйство для народа, издавна проживающего на территории Казахстана, является мерилом благосостояния; земли и климатические условия благоприятствуют выращиванию всевозможных культур, разведению животноводства и т.д.

      Потребность в формировании идеологического базиса аграрной отрасли страны объясняется достаточно длительной продолжительностью сельскохозяйственного кризиса, хронические пороки которого до конца не излечиваются всевозможными реформами, принимаемые государством. Правительственные программы по реформированию сельской общности содержат в себе значительное количество благих задач и приоритетов, которые на первый взгляд создают видимость непоколебимости и успешного исхода всех принятых решений. Однако имеет место быть характерная, для казахстанской государственной политики, тенденция – неэффективное и непрозрачное исполнение государственных программ, в частности и агропродовольственных. Следовательно, между декларируемыми благими намерениями и реализацией их исполнения завсегда лежат другие, и уже нелегальные решения, своевольно принимаемые не для изначально поставленных целей. Здесь, главная недоработка государства заключается в нехватке объективного и исчерпывающего анализа промежуточных и итоговых результатов государственных программ. В случае если Правительство всерьез озаботилось бы тем, чтобы ставить перед собой реалистичные цели, оно безотлагательно проанализировало бы следующие основополагающие вопросы выполнения государственной программы:

      - что не было реализовано в соответствующей государственной программе;

      - каковы причины, факторы нереализованности целей и задач программы;

      - какие механизмы необходимо закладывать в новую программу, чтобы в перспективе она вновь не провалилась.

      Для прогрессивного развития аграрного сектора необходимо поставить перед ним не просто благие и прагматические задачи, но и цели, способные мотивировать и вдохновить сельхозпроизводителей, фермеров и крестьян. Они, будучи еще не отошедшие от плановой экономики, повсеместно проявляют некую безынициативность и ориентированы не на культуру демократического участия, а на культуру пособий. По сути, переход Казахстана на коммерческие рельсы, начатые с жестких приватизационных мер, мотивирующие индивидуальным обогащением, создает существенный дефицит коллективного морального воодушевления. Государственная идеология должна способствовать «лечению» больного общества – избавлению от социальной пассивности и иждивенчества, застаревших догм и стереотипов советского прошлого. Формой, характеризующей сущность и содержание указанной политики, могла бы стать некая Концепция (либо Доктрина) государственной аграрной политики, опираясь на которую можно разрабатывать программы вывода отрасли из отсталости, тем самым закладывая организационную основу устранения кризиса, упрочившегося в аграрном секторе экономики.

      Предлагаемая Концепция исходит из того неопровержимого факта, что реализуемая сегодня аграрная политика однобока и бессистемна. Государственная сельскохозяйственная политика, в том числе информационная политика, на долю которой приходится эта сложная гуманитарная миссия, должна заняться четкой аргументацией, опирающаяся на ценностный подход к аграрной сфере. Современные научные обозреватели с наибольшей точностью заверяют, что чем выше доля ценностных мотиваций и энтузиазма в управленческом мышлении, тем больше он владеет способностью подчинять конъюнктурные краткосрочные цели стратегически-долгосрочным.

       Цели в стратегических масштабах при разработке государственных программ должны упираться на реалистическое видение, строго ограничивающее утилитарный подход. Последняя конструкция предполагает, что в качестве определяющих принципов следует ставить не текущие потребности сегодняшнего дня (какими бы актуальными они ни казались), а стратегические цели казахстанской агропродовольственной сферы. Данное положение обосновывается тем, что продовольственную политику, как основополагающую часть сельского хозяйства, государству необходимо продумывать на долгосрочный период, так как потребность в продовольствии в стране, да и в мире, будет с каждым годом возрастать в геометрическом прогрессе.

       Казахстанская практика по обозначению цели, целевых индикаторов в государственных программах развития аграрной отрасли, а также их связи с вышестоящими документами порождает немало вопросов. Основными документами, в которых приведено стратегическое планирование агропромышленного комплекса, и на которых ссылаются или должны ссылаться все отраслевые программы, являются «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года» [2] и «Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года» [3]. Представленная главой государства в декабре 2012 г. «Стратегия – 2050» содержит в себе в основном политический курс до 2050 года без конкретного определения целевых установок и разбивки по временным показателям. Единственно отличающаяся стратегическая цель, как по качественным, так и по количественным параметрам, – это «увеличение к 2050 году доли продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 5 раз». С идеологической точки зрения показательны несколько задач, выдвинутые руководством страны, к примеру: «изменить культуру земледелия и возродить с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений наши традиции животноводства».

     Касательно «Стратегического плана – 2020», то в нем приводятся стратегические цели сельского хозяйства, которые более соответствуют целевым индикаторам:

Стратегические цели в сфере сельского хозяйства

К 2020 году

производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 4 раза;

урожайность пшеницы составит 1,4 тонны с 1 гектара

К 2015 году

экспортный потенциал аграрной отрасли увеличится до 8% в общем объеме экспорта;

производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза;

повысится доля переработки мяса до 27%, молока – до 40%, плодов и овощей – до 12%

     В целом, при анализе стратегических документов можно выявить тенденцию переустановки взглядов, переосмысления отношения к отрасли сельского хозяйства – постепенно аграрная политика вновь становится одной из ключевых сфер государственного управления. Подобные преобразования также подтвердились недавним выступлением главы государства о недопущении приостановления государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли [4]. Однако в данном случае развитие сельского хозяйства рассматривается не в качестве конечной цели, а как средство для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).

       В группу наиболее значимых подходов для разработки сельскохозяйственных программ следует включить системный метод. Несмотря на популярность в теории государственного управления с 50-х годов прошлого века, применение его в действии довольно редко. Основной лейтмотив системного метода, где бы он ни применялся, состоит в необходимости целостного подхода к решению поставленных проблем, в русле которого значительное внимание уделяется взаимосогласованию различных секторальных решений. Следовательно, государственное планирование должно строиться на основе внутренней сбалансированности, где все официальные документы согласованы между собой по целям развития, задачам и показателям результатов.

        В качестве стратегических и отраслевых программ, в которых выявлены системные несоответствия и корреляции, могут выступать такие официальные документы, как: «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года», «Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы» [5] и «Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы» («Агробизнес – 2020») [6]. Для всеобъемлющего представления проблемы необходимо рассматривать их содержание, используя сравнительный метод.

        В Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (ГПФИИР) указывается, что основной задачей является «обеспечение конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции в объемах, достаточных для покрытия потребностей внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов, с целью занятия ведущих позиций на внешних рынках». В «Агробизнесе – 2020» главная цель предусматривает «создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК Республики Казахстан». Очевидно, что главная задача и цель данных документов во многом отличаются.

         Наиболее корректным сравнением видится сопоставление целей «Стратегического плана РК – 2020» и целевых индикаторов «Агробизнеса – 2020», поскольку за основу разработки агропромышленной программы указывается «Стратегия – 2020» (см.: Таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ целей и целевых индикаторов «Стратегического плана развития РК до 2020 года» и «Программы по развитию агропромышленного комплекса в РК на 2013-2020 годы»

Стратегический план – 2020

Агробизнес – 2020

Стратегические цели диверсификации экономики

Стратегические индикаторы

К 2020 году

производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 4 раза

увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза к 2020 году

К 2015 году

производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза

снижение долговой нагрузки СХТП за счет понижения действующей процентной ставки в ходе реструктуризации кредитов на 300 млрд. тенге к 2015 году

Стратегические цели в сфере сельского хозяйства

снижение коэффициента угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов до 0,88 к 2020 году

К 2015 году

экспортный потенциал аграрной отрасли увеличится до 8 % в общем объеме экспорта

увеличение доли пищевой продукции, подверженной мониторинговым лабораторным исследованиям до 0,4 % к 2020 году

производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза

введение в оборот дополнительных сельскохозяйственных земель из числа нерационально используемых в объеме 6,8 млн. га к 2020 году

повысится доля переработки мяса до 27 %, молока – до 40 %, плодов и овощей – до 12 %

доля государственных услуг, переведенных в электронный формат, 62 % к 2015 году

       

        Из вышеуказанного сравнения можно сделать ключевой вывод о том, что стратегические индикаторы агропромышленной программы и цели Стратегии полностью не корреспондируются друг с другом – отсутствуют показатели, по которым в целом можно определить и высчитать качественные и количественные составляющие. Индикаторы, обозначенные в Стратегии, по неясным причинам не указываются в главной отраслевой программе, вследствие чего создается множество проблем в процессе их реализации. 

        Следует подчеркнуть, что то же несоответствие присуще отдельным отраслям агропромышленного комплекса. Внешне заметно, что каждое звено совершает действия, охватываемые содержанием его компетенции, довольствуется этим, «забывая» о необходимости внутри организационного и согласованного сотрудничества. Достаточно непросто перейти на реальный программно-целевой метод, когда у каждой программы есть ограниченный круг задач, свои сроки, показатели и ответственные лица. Успешная реализация системного подхода в условиях нынешней экономики требует от правительства особой государственной воли, потому как в интересах самого государства увязывать в одно направление различные отрасли сельского хозяйства.

        Весьма парадоксальным явлением в отечественной практике становится то положение, когда принимаемые одна за другой агропродовольственные программы, бесконечно выделяемые субсидии, дотации, не приводят к первоначально поставленной цели. Подобная недальновидность государственной политики является следствием допущения важных системных ошибок:

       1) Государственная поддержка предоставляется по принципу «закрытых глаз». Субсидии, к примеру, изначально должны выдаваться тем сельхозпроизводителям, которые предоставляют правительству четкий план, к примеру, по увеличению поголовья скота, разведению культур и т.д.

       2) После предоставления государственной помощи, руководство слабо контролирует исполнение сельхозпроизводителем тех задач и обязанностей, которые были ранее выдвинуты государством. 

       3) Отсутствует профессиональный, объективный и исчерпывающий анализ в течение осуществления сельскохозяйственной политики, а также в период ее заключения.

       Примеров, свидетельствующих об отходе от системности хозяйствования, достаточно много, а решения для его устранения недостаточно. Подобные выводы наводят на мысли о том, что государство, стало быть, вовсе не заинтересовано в получении действенных результатов, искусственно разрушая хозяйственную инфраструктуру, либо правительство по тому же принципу «закрытых глаз» распределяет государственный бюджет.

       Стратегическое мышление предполагает реалистическое и объективное, а также в силу того, что сельское хозяйство Казахстана находится в зоне рискованного земледелия, и трагическое видение происходящих событий для обеспечения более прочной связи между долгосрочной политикой и непосредственными решениями. Основная задача государственного регулирования заключается в снижении вероятности неблагоприятного хода событий, минуя сельскохозяйственные катастрофы. Именно поэтому, желательно наличие альтернативных вариантов программы, которые не выбрасываются в корзину, а в нужный момент используются для подстраховки как запасные. Следовательно, специалисты будут разрабатывать государственную программу не экспромтом, а задействовав в этот процесс творческий подход с элементами критической оценки. Фактор «стратегической нестабильности» в сельскохозяйственном секторе Казахстана явление не новое и его достаточно часто можно рассчитать с определенной степенью точности. Для этого к разработке агропродовольственных программ необходимо привлекать соответствующих специалистов, которые смогут составить коэффициент неопределенности в программу, сделав ее намного реалистичней.

       Особо важной рекомендацией в разработке альтернативных агропродовольственных программ является использование негосударственных организаций, включая заинтересованных коммерческих и бизнес-структур, в данный процесс. В составе разработчиков программы должны быть идеологи, политологи-эксперты – носители научного знания о политическом процессе в стране, а также специализированные в вопросах отрасли сельского хозяйства – ученые.

       Еще одним сдерживающим фактором, который характеризует систему реформирования сельского хозяйства страны, является проблема приоритета неполитических методов с учетом влияния политических факторов. Любая государственная программа, в частности направленная на аграрный сектор, должна быть строго отделена от политической конъюнктуры. Стратегическое планирование программы, рассчитанное на 20-50 лет (иногда даже на длительный период времени), требует разумной дистанцированности от уровня сменяемости правительственных кабинетов. Вместе с тем, процесс разработки государственной программы нуждается в глубоком понимании и реалистическом учете политических факторов. Казахстанский опыт по принятию государственных программ в области сельского хозяйства в большинстве случаев рассчитывается на краткосрочный период времени (кроме программы «Агробизнес-2020»), что указывает на неспособность стратегического планирования и управления. Распространенным явлением стала подготовка новых программ, несмотря на то, что не была завершена реализация ранее принятых. Так, приход нового руководства Министерства сельского хозяйства РК ознаменовалось инициированием в 2012 г. новой отраслевой программы «Агробизнес на 2013-2020 годы», принятая вместо программы на 2010-2014 гг. Из этого можно заключить, что приход нового человека знаменуется новыми идеями и принципами, а самое главное – вся реформенная суета начинается с нуля, и в этот нескрупулезный процесс снова затрачиваются значительные государственные ресурсы, средства. Следует отметить, что предыдущая программа соответствовала по целевым индикаторам «Стратегии-2020», нежели «Агробизнес-2020», в которой  даже наименования показателей не совпадают. Вдобавок ко всему в новой программе отсутствует серия важных задач, связанных с развитием сельского хозяйства – устойчивое использование ресурсов и развитие сельских регионов.

       До окончательного принятия Концепции также важен и необходим процесс широкого ее обсуждения, который будет способствовать развитию плюралистического общественного мышления. Современное демократическое государственное регулирование и «политика высокого качества» не представляются успешными без использования всего спектра PR-технологий для привлечения внимания заинтересованных лиц к готовящейся программе.

       Последним, но не теряющим остроту, принципом является готовность своевременно обобщать накопленные результаты в ходе и конце реализации программы. Любая сельскохозяйственная программа требует непрерывной оценки и переоценки результатов, творческого обучения и развития своих способностей. Средства, выделенные на специальную подготовку и переподготовку задействованных в ней специалистов, следует выделить отдельной статьей в бюджете программы.

       Таким образом, важным результатом Концепции станет, как приведено выше, выявление аграрной стратегии, сущности, содержания и политики государства, проводимой на селе (см.: Таблица 2).

Таблица 2. Концептуальные индикаторы Государственной аграрной политики РК

 

Индикаторы

Действующая политика

Рекомендуемая (ожидаемая) политика

1

Целевая установка государственной политики

Создание благоприятных условий для развития отдельных отраслей, сфер, направлений, участков аграрного производства

Способствование достижению устойчивого и эффективного ведения всей системы сельского хозяйства и агропромышленного комплекса (АПК)

2

Направленность государственного воздействия

Осуществление предпринимательской инициативы в отдельных сферах агропромышленной системы; разрешение действующих, назревших проблем аграрной экономики, без исследования и дальнейшего искоренения причинных связей

Отход от изжившей себя идеологии хозяйствования; адаптация к условиям, принципам рыночной организации и ведения аграрного производства; внедрение новых, экономически полезных результативных форм и способов контроля над аграрной системой; создание института доверия общества к инициируемым государством мероприятиям, нацеленным на борьбу с отсталостью отраслей сельского хозяйства; государственная помощь в виде льгот и преференций, предоставляемые только при наличии конкретных планов их использования; осуществление национальной предпринимательской инициативы; преодоление отсталости и кризисных явлений всей аграрной системы; защита интересов отечественных товаропроизводителей – преодоление зависимости Казахстана от зарубежных стран по всем основным видам продовольствия (обеспечение продовольственной безопасности страны)

3

Методы реализации государственных программ

Декларативные, преимущественно субъективные, волюнтаристические, навязанные, поверхностные

Объективные, рациональные, научные, прогнозно-ориентированные, осознанные, концептуальные, реалистичные, комплексные

4

Легитимация

Множественность разрозненных, преимущественно системно неоформленных, несогласованных, декларативных, далеких от реальности, не полностью исполняемых и неисполняемых актов (стратегий, документов) управления агропромышленным производством

Общий Закон о Государственной аграрной политике, отличающийся четким понятийным аппаратом, конкретными и детальными указаниями, раскрывающий, характерные отечественной отрасли сельского хозяйства, свойства и особенности

        Таким образом, для Казахстана наступил тот переломный (с одной стороны, возможно, и благодатный) момент, когда полагается постепенно отходить от нефтяной кабалы и возрождать, издавна свойственное народу, культуру широкого развития сельского хозяйства, а также по примеру развитых стран, не имеющих столь значительных объемов нефтяных и прочих ресурсов, разрабатывать собственные передовые технологии, иначе говоря – находить альтернативу. Подобные преобразования, в свою очередь, нуждаются в рациональной идеологической (воспитательной) работе. Точечное реформирование аграрной политики государства, ее признание и утверждение в системе сельского хозяйства и АПК – процесс длительный и чрезвычайно сложный, требующий решения масштабных социально-экономических вопросов. Первоначальная же работа по укреплению и развитию аграрной отрасли должна проводиться посредством создания всеобщего мнения о сельском хозяйстве как об определяющем и крайне важном секторе экономики страны. Существенную роль в реализации данной категории может сыграть разработка единой, систематизированной Концепции агропродовольственной политики, а также высокая доля государственного участия и помощи в повсеместном распространении идей Концепции. Следует отметить, что Концепция включает в себя не только обозначение ключевой цели, направлений, самое главное, Концепция должна стать инструкцией для разработок стратегических отраслевых программ, вследствие чего государственная политика в области сельского хозяйства будет постепенно переходить от разрозненного состояния к системно-комплексному.

Список использованных источников

1. Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. – М.: «Художественный журнал», 1999. – ISBN 5-901116-01-1. – C. 52.

2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года / www.akorda.kz.

3. Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года / www.akorda.kz.

4. Назарбаев рассказал почему казахстанцы не живут, как жители Эмиратов /  https://news.mail.ru.

5. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы / www.akorda.kz.

6. Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес – 2020» от «18» февраля 2013 года, № 151

 

Жангужекова Динара

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подробнее ...

     Одним из основополагающих условий жизнеспособности любого государства является сельское хозяйство, успешное реализация и руководство которого влияет на стабильное функционирование социально-экономического развития общества в целом. Специфичность положения, которую занимает отрасль сельского хозяйства, обусловливается, во-первых, производством продуктов питания для населения и воспроизводства рабочей силы, во-вторых, производством сырья для других отраслей экономики. Отсюда вытекает вывод, что высокий уровень сельскохозяйственного производства определенно обеспечивает экономическую и продовольственную безопасность страны.

     Становится очевидным тот факт, что с увеличением численности людей в мире, государства, имеющие возможность экспортировать продовольствие, станут наиболее успешными и влиятельными на мировом рынке. Сельское хозяйство – это основная и наиболее перспективная отрасль экономики Казахстана. По словам Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, – «Аграрный сектор Казахстана обладает большими экспертными возможностями и высоким потенциалом для внедрения инвестиций. Потребность в продовольствии с каждым годом в мире будет возрастать. Эту возможность нам упустить нельзя» [1]. Немногие страны имеют потенциал развития сельского хозяйства, сравнимый с потенциалом и значительными резервами Казахстана. Различные климатические условия республики благоприятствуют выращиванию множества культур умеренного теплового пояса и развитию животноводства.   

     Безусловно, для  своевременного решения вопросов агропромышленного сектора государством, предпринимается комплекс мер, направленные на его улучшение – увеличиваются объемы финансирования, разрабатываются новые программы, формируются новые механизмы государственной поддержки. Из года в год статистика показывает положительную динамику в данной области, включающую в себя: увеличение валового выпуска продукции, рост иностранных инвестиций в отечественное производство, формирование новых сельскохозяйственных объектов. Однако действующих мер недостаточно, если на повестке дня все еще остро стоят вопросы об увеличении импорта хозяйственной продукции, о росте цен на продовольственные товары, несменяемости механизмов и структур сельскохозяйственного экспорта и т.д.   

     Основной лейтмотив проблемы, касающийся развития отечественного сельского хозяйства состоит в том, что большей части казахстанской сельхозпродукции характерен низкий уровень продуктивности, конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

     Возникновение повсеместных проблем сельского хозяйства также можно рассматривать с психологической точки зрения – не все сельхозпроизводители готовы к условиям, которых предоставляет на сегодняшний день государство,  не все из них ставят перед собой макроцели. Такие «умонастроения» крестьян и фермеров связаны с резким переходом к рыночной экономике, вынудившее перейти большинство сельхозпроизводителей на коммерческие рельсы. Проблема, с которой бесповоротно столкнулись практически все страны бывшего Советского Союза, – это неумение работать в реалиях рыночной системы и страх перед будущим, которого предполагалось строить самостоятельно. В течение длительных 70 лет плановой экономики, буквально лишенные индивидуализма, многие хозяйства разорились, или находятся на грани разорения. 

     Следовательно, для более глубокого осмысления проблем в системе сельского хозяйства республики требуется определить немаловажные, на сегодняшний момент, отдельные причины, которые в случае их структурного упущения могут отрицательно отразиться на продовольственной и экономической безопасности страны.

     1) Страхование сельскохозяйственного производства. В отличие от других отраслей экономики, сельское хозяйство наиболее подвержено высокому риску, который непосредственно связан с неблагоприятным воздействием погодных условий, стихийных бедствий, рыночной конъюнктуры. При таких обстоятельствах особая роль отводится формированию стабильно-функционирующей системы страхования доходов в сельскохозяйственном секторе страны, как одного из эффективных механизмов прокладки устойчивой основы сельхозпроизводства.

     Система страхования, существовавшая в Казахстане до 1990-х годов, основывалась на исключительно государственном страховании. Резкий переход к рыночной экономике ознаменовалось формированием в стране коммерческих страховых (перестраховочных) организаций, основной ориентир которых был направлен на предоставление услуг, возмещение имущественных потерь лишь крупным и платежеспособным сельхозпроизводителям. Данное положение в результате привело к стремительному снижению объемов всех видов сельскохозяйственного страхования, причиной чему также послужили высокопроцентные взносы (2-8% стоимости производства), которых подавляющее большинство сельхозформирований не имели возможности уплачивать. Необеспеченность и негарантированность имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, как со стороны государства, так и коммерческих организаций повлияло на резкое ухудшение финансового состояния хозяйств, которые до настоящего времени либо все еще пытаются нормализовать свое положение, либо больше не занимаются сельскохозяйственной деятельностью.

     Учитывая достаточно оправданный риск страхования урожая сельскохозяйственных культур, страховые (перестраховочные) организации не заинтересованы в возмещении львиной доли своих накоплений на сельскохозяйственные убытки, имеющие особенность высокой вероятности. Вопреки тому, что в стране были проложены механизмы для окончательного формирования системы страхования сельскохозяйственного производства – создание государственного сельскохозяйственного страхового предприятия «Казагрополис» (1996г.), обязательное страхование сельскохозяйственного производства (1997г.), принятие Закона РК «Об обязательном страховании в растениеводстве» (2004г.), принятие Закона РК «О взаимном страховании» (2006г.) – по данным Комитета по статистике Республики Казахстан (Таблица 1), в стране наблюдается низкий уровень активности страховой деятельности по обязательному страхованию аграрной отрасли. Если в 2009 году было заключено около 30 тысяч договоров страхования, в 2010 году произошло их резкое уменьшение и составило 17389 договоров, а по состоянию на начало 2014 года было заключено всего 14525.

Таблица 1. Количество заключенных договоров между страховыми организациями и сельскохозяйственными производителями Казахстана (1997 - 2014гг.)

 

2007

2008

2009

2010

2014 (на 09.01)

Количество заключенных договоров, тыс. ед.

Всего:

25,446

33,957

32,165

17,389

14525

из них ОВС

738

5792

8292

9953

    

     О достаточно низкой интенсивной деятельности страховых (перестраховочных) организаций, имеющих лицензию по обязательному страхованию, также свидетельствует официальные показатели [2], которые четко демонстрирует незаинтересованность страховых компаний к данному классу страхования и их нежелание брать на себя ответственность за повсеместно происходящие в Казахстане риски сельскохозяйственного производства (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Количество страховых (перестраховочных) организаций, имеющих лицензию по обязательному страхованию сельскохозяйственного производства

    диаграмма

     В соответствии с Законом Республики Казахстан «О взаимном страховании» с 2006 года в отечественной сельскохозяйственной отрасли по всем регионам страны начали функционировать «Общества взаимного страхования» (ОВС), как альтернатива коммерческому страхованию. Мировая практика демонстрирует, что в развитых государствах 40% страхового рынка приходится на вышеуказанные общества, где их институционализация в обществе отличается высоким уровнем прочности и развитости по сравнению с Казахстаном. В стране данный вид страхования по объективным причинам (нехватка устойчивого финансового капитала, безлицензионное функционирование, отсутствие контроля со стороны государства над деятельностью ОВС) находится в процессе развития и все еще не зарекомендовал себя в качестве надежного инструмента при страховании именно сельскохозяйственных угроз, в связи с тем, что вся территория Казахстана располагается в зоне рискованного земледелия.

     На сегодняшний день в каждом районе функционируют один либо два ОВС. Вследствие неблагоприятных явлений в виде засухи, которая в большинстве случаев затрагивает два, три района в области сразу, мелкие ОВС определенно не могут компенсировать убытки сельхозпроизводителей. Единственным решением данной проблемы в обозримом будущем может стать укрупнение мелких ОВС путем создания региональных ассоциаций, которые в свою очередь должны объединиться в союз республиканского масштаба. Помимо финансовой поддержки, укрупненные ОВС могут содействовать и оказывать практическую помощь между собой по следующим направлениям:

     - координация деятельности;

     - обмен опытом и информацией;

     - содействие в разработке страховой документации;

     - обучение страховому делу;

     - защита интересов своих членов и представление их в государственных органах власти;

     - сотрудничество с зарубежными родственными союзами и усваивание передового опыта по ведению страхового менеджмента.

     Следствием сбоя в функционировании ОВС выявляется не менее серьезное препятствие развития сельскохозяйственной страховой политики – способность некоторых разновидностей риска поражать обширные территории одновременно. Стихийные бедствия типа наводнений или колоссально высоких температур могут охватить многие предприятия и ведут к потерям урожая почти во всех хозяйствах. Подобный, так называемый «системный риск» усложняет работу страховщика, который в конечном итоге не справляется с диверсификацией рисов среди страхователей. Без должного государственного вмешательства ни один «системный риск» не исчерпывается полностью коммерческой страховой организацией либо ОСВ. В связи с этим, первостепенной задачей в ходе реализации страховых программ следует провести объективную и глубокую оценку на предмет наличия или отсутствия системного риска под контролем государства. Государство, в свою очередь, должно заблаговременно составить план своего бюджета при финансировании «системных рисков». 

     Одной из проблем, требующего особого внимания, является предусмотренное законом страхование от всех рисков природного характера, а не конкретных видов угроз, которым подвержены отдельные регионы. Государству необходимо готовить стратегию страхового развития по каждому региону отдельно. Страхование от всей группы рисков, вдобавок по единым тарифам независимо от регионов, фактически вынуждает сельхозпроизводителей вкладывать значительную часть на страхование тех рисков, которые не несут для них серьезной угрозы. Получается, что выплаты страховым организациям в качестве страховых премий становятся для хозяйств дополнительным видом налога, либо зря потраченными средствами, которыми в излишестве сельхозпроизводители не владеют. 

     Таким образом, правовой механизм страхования сельскохозяйственного производства в Казахстане требует усовершенствования, а формирование эффективно действующей системы сельскохозяйственного страхования – задача не из легких. За основу регулирования положения необходимо установить конструктивный диалог между заинтересованными сторонами.

     2) Политика субсидирования сельскохозяйственного производства.Следующим вопросом, требующего пристального внимания, является политика субсидирования сельскохозяйственного производства. На сегодня государство вкладывает огромные средства для развития сельского хозяйства в виде субсидий, но давать объективную оценку эффективности проведения этой политики достаточно рано. К сожалению, государственные средства не всегда используются рационально и по целевому назначению. Президент страны в своих официальных заявлениях не раз подчеркивал, что «субсидии должны получать лишь те товаропроизводители, внедряющие передовые технологии, выращивают востребованную сельскохозяйственную продукцию, культуру, которую нам надо» [3]. Предприниматель, получающий от государства субсидии, зачастую не модернизирует свое производство, не занимается увеличением объемов выпускаемой продукции, не осваивает новые земли. Однако есть и другие проблемы – незаконная посредническая роль между государством и предпринимателем (теневые структуры внутри исполнительной власти) во многих случаях  не позволяют доводить до конечного получателя запланированную государством поддержку.

     Недавно Министерство сельского хозяйства РК начало работу по совершенствованию мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей [4]. По официальным данным объем субсидий за последние пять лет вырос в 2 раза (с 43,2 млрд. тенге до 88,7 млрд. тенге), а объем валового выпуска сельского хозяйства увеличился в 1,5 раза. В текущем году объем субсидий составил 156,6 млрд. тенге, что в 1,8 раза больше чем в 2013 году (88,7 млрд. тенге). Отрадно, что данные меры должны коснуться, прежде всего, действий по повышению эффективности выделяемых субсидий и обеспечению прозрачности, упрощению их выплаты.

     Для того чтобы государство добилось подлинного эффекта от денежных вливаний в любую отрасль, в том числе и сельскохозяйственную, работу необходимо оценивать по конечному результату. Но так как результаты производства безызвестны, нужно запрашивать у предпринимателей конкретных планов – какое производство, где, в какие сроки, какие кадры, с помощью каких технологий будет реализовано производство и приблизительная сумма на конкретный проект и на возможные издержки и убытки. В процессе начисления предпринимателю финансовых ресурсов, государство должно четко проследить и проконтролировать за тем, дошло ли своевременно запланированные им средства. На начальном этапе производственной деятельности, государство должно запрашивать у товаропроизводителя ежеквартальные отчеты по заданному ранее плану, не только в письменной форме, но и в виде фото-отчетов. Со стороны государства также должна вестись контрольная инициатива – представители Минсельхоза, которые могут действительно оценить качество и эффективность хозяйства, либо представители АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», сразу же после всестороннего отчета товаропроизводителя выезжать напрямую к нему на производство с целью получения достоверности информации. Товаропроизводитель, который получает такую государственную поддержку, должен отвечать за эти ресурсы вместе с семьей, вплоть до детей. Все вышеперечисленные требования необходимо сконструировать в четкий и черным по белому ясный правовой механизм. Сельхозпроизводитель, заблаговременно ознакомившийся с правилами взаимного договора и учитывая на какие риски он идет, будет ответственно относиться к своему производству, уважать законы государства и лишний раз не выпрашивать господдержку.

     Идеальным вариантом, как для государства, так и для товаропроизводителя в Казахстане, стало бы государственное регулирование во всем. Такое монорегулирование подразумевает собой развитие сельского хозяйства посредством лишь государственных заказов. К примеру, государство дает заказ на выращивание определенных культур и только определенных сортов, или же на производство определенных видов животноводческой отрасли, пород скота. В данном случае ни государство, ни сельхозпроизводитель не останутся в убытке. Во времена переходного периода страдает все государство, в частности и сельское хозяйство – крестьян и фермеров нужно направлять в правильное русло, т.е. настало время, когда государству нужно применять жесткие и конкретные меры.

     3) Укрупнение крестьянских и фермерских хозяйств. После вступления Казахстана в Таможенный союз ужесточилась конкуренция среди мелких и средних сельхозпроизводителей. Поддержка аграриев через программы субсидирования впечатляющих эффектов не дает. Не поставив отечественные отрасли на индустриальную основу, рассчитывать на решение существующих проблем и реализацию принятых государственных программ не приходится. А решать эти проблемы нужно безотлагательно, поскольку после вступления страны в ВТО отечественные производители просто «не выживут». Образование сельских кооперативов решило бы многие проблемы перед вступлением Казахстана в эту организацию. Только объединившись, аграрии смогут соблюдать севооборот, закупать передовые технологии, технику, удобрения или семена оптом, получать субсидии, формировать лот для государственных закупок, наладить переработку и самое важное — выгодно сбыть продукцию. 

     Процесс укрупнения мелких крестьянских хозяйств идет уже не первый год, однако о действенных результатах говорить еще не приходится. Властные структуры, гражданское общество в лице партии «Ауыл», и даже сами сельхозпроизводители сошлись во мнении о необходимости формирования крупных агропромышленных комплексов. Положение является проблематичным в связи с отсутствием четких правовых механизмов, включающих в себя противоречащие друг другу законы. Следовательно, по причине недоработок в этих документах, непрозрачности в деятельности коопераций, крестьяне и фермеры больше всего боятся потерять, пусть и мелкую, но свою собственность – землю, ведь сломать их психологию – хозяина, крайне сложно.

     Рассредоточение собственности по мелким хозяйствам является «Ахиллесовой пятой» сельского хозяйства страны. Мелкие, и даже средние крестьяне и фермеры из-за отсутствия финансовых ресурсов не имеют возможности внедрять новые технологии в развитие своего производства. У большинства хозяйств посевная площадь не достигает даже 500 гектар, в связи с этим они не приобретают не только новую, но и поддержанную технику [5]. В конечном итоге эти собственники вынуждены продавать свою продукцию перекупщикам по низким ценам. Для того чтобы в корне изменить эту систему и предполагается создание сельхозпроизводственных кооперативов, где все субъекты рынка (крупные компании и мелкие производители) будут иметь равные условия для развития, возможности повышения собственного, совместного и государственного дохода.

     В результате всех преобразований, сельское хозяйство должно стать отраслью с преобладающей численностью средних и крупных сельхозпроизводителей, которые в дальнейшем смогут намного эффективнее и качественнее управлять производством, внедрять необходимые агропромышленные технологии и с умом их использовать. Объединенным аграриям также выгодно и доступно брать кредиты, чем одному сельхозпроизводителю. Государство, в свою очередь, должно позаботиться о системе выдачи кредитов хоть если и не беспроцентных (наилучший вариант), то, по крайней мере, с процентной ставкой в 1-5% на долгосрочный срок до 25-30 лет.

     Одним из существенных моментов при создании и функционировании производственных кооперативов является мотивационная работа над деятельностью сельскохозяйственных специалистов. К примеру, каждый член кооператива в конце года либо по крупномасштабным государственным праздникам должен получать свою долю дивидендов за землю, обобществленное имущество (скот, технику) и трудовое участие. Со стратегической точки зрения важно, чтобы в организациях, а особенно недавно начинающих аграрных кооперативах, сформировался положительный психологический климат с мерами стимулирования, дабы на практике показать бывшим крестьянам и фермерам, что совместные производства намного эффективнее функционально и выгоднее, чем если работать в одиночку.

     4) Нехватка высококвалифицированных специалистов. Важным условием формирования эффективной системы сельскохозяйственной промышленности является наличие квалифицированных трудовых ресурсов – работников, обладающих знаниями и навыками в технической, агрономической, экономической сферах. Ввиду того, что человеческий фактор выступает в качестве основополагающего стержня обеспечения и улучшения сельскохозяйственной отрасли, нехватка высококвалифицированных специалистов затормаживает весь процесс действующей государственной аграрной политики. В Казахстане во многом это связано не с автоматизацией и модернизацией производства (как это бывает в развитых странах), а обусловлено падением престижа аграрного труда за счет закрывающихся производств, и низким уровнем заработной платы.  

     Для масштабного закрепления молодых специалистов в сельской местности руководством страны с 2009 года реализуется проект «С дипломом – в село!». Несмотря на значительную социальную поддержку со стороны государства, официальные статистические источники показывают обратную картину занятости молодежи в сельскохозяйственной деятельности.

     Определим количественные характеристики занятой молодежи в сельском, лесном, рыбном хозяйстве (Таблица 2) и проведем анализ динамики среднегодовой численности занятой молодежи в отраслях за 2010-2014гг.

Таблица 2. Занятая молодежь по РК (в возрасте 15-28 лет) в отраслях сельского, лесного и рыбного хозяйства за 2010-2014 (II квартал) годы [8]

Среднегодовая численность занятой молодежи

2010

2011

2012

2013

2014 (II квартал)

Отклонение 2014г. к 2010г.

Сельское, лесное и рыбное хозяйство (в тыс. человек)

718,6

683,0

646,6

588,9

562,9

-155,7

     По данным показателям ярко прослеживается снижение численности занятой молодежи в сферах сельского, лесного и рыбного хозяйства на целых 156 тысяч человек. Можно предположить, что трудовые ресурсы либо постепенно перемещаются в другую сферу деятельности, либо находятся в состоянии безработицы. Нежелание молодых специалистов работать в сельском хозяйстве порождает иную проблему – «старение кадров». К примеру, на одном из казахстанских заводов нестандартного оборудования почти 80% коллектива – это рабочие, которым за 50 лет [9].

     Отдельным вопросом в рассматриваемой проблеме представляется обучение в ВУЗах страны, базирующееся на старых стандартах, устаревших знаниях и учебно-методологических инструментах, в результате чего прослеживается слабая профессиональная подготовка кадров. 

     Отрицательное влияние, оказывающее на процессы привлечения квалифицированных кадров в сельское хозяйство, исходит из условий жизнедеятельности на селе. Неподходящие условия для многих молодых специалистов выражаются: во-первых, нехваткой детских садов, социально-культурных, коммунально-бытовых учреждений в сельской местности, во-вторых, сокращением перечня и ухудшением качества услуг учреждений, продолжающих свою деятельность.

     Для системного решения проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов на сельхозпредприятиях, изначально требуется, на идеологической основе изменить предвзятое и несерьезное отношение подрастающего поколения к одной из главных отраслей экономики государства – сельскому хозяйству. Специальности, изучающие сельское хозяйство не должны выбираться теми поступающими в ВУЗ, которые не могли, по их мнению, поступить на наиболее престижную специальность (например, специальность «Биотехнология»). Отчасти, чтобы сохранить обучение на основе гранта, молодежь поступает в агротехнические ВУЗы, а после получения диплома устраиваются на работу не по своей специальности. Выбор профессионального пути, особенно в сфере сельского хозяйства, должно быть осознанным и запланированным, и в данном вопросе неотъемлемую роль играет идеологическая основа, притворяющая как со стороны государства в лице детских садов, школ, училищ и др., так и со стороны института семьи.

     В условиях глобализации, с внедрением новых информационных технологий, ростом конкуренции изменяется и поколение, родившееся в это время – оно отличается самостоятельностью, творческим умом, быстрым развитием и адаптацией к меняющимся условиям. Именно с такой точки зрения рассматривается попытка улучшения системы подготовки кадров – создание специализированных агроклассов в сельских школах, где подбор учащихся осуществлялся бы с фокусировкой на их дальнейшее поступление в сельскохозяйственные ВУЗы, по окончании которых они могли бы продолжать свою деятельность в системе АПК.

     Как и в других областях, в сфере сельского хозяйства должна усиленными темпами практиковаться интеграция сельскохозяйственных ВУЗов с предприятиями АПК, где предприятия должны ставить свои условия и требования к принимаемым на работу специалистам. А ВУЗам, тем временем, следует налаживать устойчивые связи с предприятиями АПК, заключать договоры на целевую подготовку специалистов, в которых должна быть предусмотрена возможность прохождения практики, стажировок, получения стипендии за счет будущего работодателя, одним словом – создавать возможности и условия для усовершенствования знаний и навыков будущего специалиста.

     Слабая подготовка профессиональных кадров, являющаяся причиной обучения на основе устаревшей образовательной программы, нехватки инновационных методов и технологий обучения, требует своего разрешения с помощью соответствующих инвестиций, ведь именно инвестиции в аграрную науку в разы эффективнее прямых инвестиций в сельское хозяйство. По этому случаю требуется качественный прорыв по вопросам технологической модернизации – нужен вклад в развитие отечественной, высокоразвитой системы аграрных исследований, а также контроль и мониторинг за их реализацией.

     5) Проблема развития логистики в сельском хозяйстве. Одним из краеугольных вопросов, требующего в стране особого внимания и соответствующих решений, является внедрение системы логистики в сельскохозяйственную отрасль. По заявлениям специалистов, – логистика в сельском хозяйстве не только возможна, но и по-настоящему необходима, так как эта система по праву считается одним из приоритетных направлений развития наряду с производством зерна или мяса крупнорогатого скота. Слаженная система, основанная на регулировании транспортных и информационных потоков, помогало бы предприятиям экономить значительные финансовые ресурсы.

     В Казахстане, к сожалению, отсутствует действующая логистическая система, которая позволила бы укрепить положение сельскохозяйственной промышленности в целом. Многие фермерские хозяйства отдалены не только от перерабатывающих заводов, но и от благоустроенных дорог, по которым можно быстро и легко перевозить продукцию. Убедительным пояснением проблемы может служить то обстоятельство, когда произведенная сельскохозяйственная продукция в южных регионах Казахстана «закупается на полях за центы, а на севере Казахстана продается уже за доллары. При этом накрутка, состоящая в том числе и из транспортных затрат исчисляется уже даже не процентами, а кратно – в сто раз, а иногда выходит дороже» [6]. Небезызвестна причина такого положения – продовольственный мост между производителями и посредниками занят бесчисленным количеством посредников. На пути к конечному потребителю цены могут регулироваться по собственной прихоти посредников и нередко вырастают на 50 и более процентов.

     С увеличением потребительского спроса страны быстрыми темпами развиваются компании по их обслуживанию. Однако в связи с необеспеченностью рынка логистических услуг процессы роста отечественных компаний и прихода на рынок международных корпораций «убывают по наклонной плоскости». Так, в частности, есть опасение, что в скором будущем Россия перестанет импортировать мясо говядины в связи с полномасштабным развитием у себя данного производства [7]. Казахстану, в свою очередь, придется выходить на другие производственные рынки. Но, не имея совместных логистических объектов с другими близлежащими государствами, которые имеют возможность производить мясо говядины, на лицо вероятный продовольственный кризис, во многом обусловленный упущениями государства.

     К подобным проблемам, существующие во внутреннем рынке страны можно также отнести достаточно высокие транспортные расходы для хозяйств со средним доходом. Значительная сумма, уходящая на реализацию быстрой поставки свежих продуктов питания, выходит намного больше, несмотря на то, что натуральная продукция выигрывает в цене по сравнению с заводской продукцией. А небольшие фермерские хозяйства не в состоянии, даже при условии совместных усилий, покупать специализированный транспорт. Что же касается крупных агрохолдингов, которые могут себе позволить приобретать специализированный транспорт, то они в большинстве случаев не используют транспорт эффективно по причине всё той же загвоздки – нехватка высококвалифицированных кадров по логистике.

     Спасением из сложившейся ситуации должна стать создание логистических объектов в выгодных для страны регионах, которые развивают какую-либо отрасль сельского хозяйства при государственной информационной, материальной и кадровой поддержке. Со временем доходя до уровня общеказахстанской сети, специализированные логистические центры должны обслуживать предприятия, к примеру, животноводческого комплекса, по всей логистической цепочке: от перевозок сырья, кормов до доставки готовой продукции на рынок. Для того чтобы привлечь внимание зарубежных государств, к примеру, потенциальных инвесторов как Китай и Арабские страны, необходимо наряду с развитием логистических услуг с этими странами, выращивать разные породы КРС и МРС для увеличения ассортимента на рынке.

     Еще одним пунктом системы государственной поддержки является образование первичной обработки животного сырья рядом с фермами, где происходит выращивание. Это жизненно необходимо как для производителей, так и для государства, так как перевозка мяса в полутушах за большие расстояния на переработку, в скором времени пагубно отразится на экономической стороне развития животноводства и крайне негативно скажется на всей агропромышленной отрасли. Такого рода нерациональные решения в системе логистики не оставят никаких шансов отечественным производителям мяса в конкурентной борьбе с иностранными производителями.

     6)Информационная политика государства в сельском хозяйстве. В эпоху передовых технологий «метод информационных воздействий позиционирует себя в качестве современного эффективного метода ее реализации» [10]. В связи с тем, что информационная власть в иерархии государственной власти занимает особое место, в отрасли сельского хозяйства она также не теряет своей актуальности и значимости. 

     Развитие информационного влияния в сфере сельскохозяйственного сектора началось еще во времена Советского Союза, отличавшееся четкой адресной направленностью сообщений сельскохозяйственной тематики, структурированной системой СМИ  в расчете получения соответствующих результатов аграрной пропаганды. Советское государство было единственным заказчиком и могло настаивать на безоговорочном выполнении своих требований. Эволюция же сельскохозяйственной прессы в постсоветский период показывает свою противоречивость и вызвано по большому счету кризисными явлениями. В миг, разрушив всю коммунистическую идеологию, многие представители СМИ стали очернять какие бы то ни было достижения СССР. Именно тогда сформировались довольно устойчивые стереотипы по отношению к сельскому хозяйству, которые сегодня мешают развитию экономики Казахстана в целом: «Освобождение прессы стало началом интенсивных духовных поисков, в ходе которых общество искало новые идеалы и ценности, а журналисты – новую доктрину. Результатом этих поисков стала радикализация взглядов в обществе и формирование рыночного фундаментализма и трансформационной утопии. Формулирование новой догмы и истая, беззаветная и бескомпромиссная ее проповедь позволили журналистам претендовать на положение духовных лидеров нации. В конечном счете, это привело к индокринации значительной части населения догмами рыночного фундаментализма» [11]. Из последнего, справедливо подмеченного высказывания видны масштабы воздействия информационной системы на положение страны, на настроения народа и четко выделена несоизмеримая роль государства.

     На новом этапе своего развития Казахстану жизненно необходимо завоевать доверие населения, поднять дух на реализацию целей в поприще сельскохозяйственной промышленности. Основной задачей сельскохозяйственной пропаганды сводится к тому, чтобы приводить интересы реципиента в соответствие с интересами государства и общества. К данному выводу можно также отнести: преодоление барьера к аудитории, дифференцированный подход к ней, осуществление общественного контроля над функционированием сельского хозяйства.

     Государство своевременно должно поощрять отличившихся в своей работе крупных фермеров и производственные кооперативы, на глазах у всего народа отмечать их достижения и успехи. Одним из необходимых методов вовлечения молодых специалистов в сельскохозяйственную отрасль – пропаганда развития агропромышленного комплекса Казахстана путем активного вещания, печати успехов и достижений отечественных крупных фермеров, производственных кооперативов не только в государственных, но и корпоративных, частных СМИ. Отсюда следует, что основным заказчиком сельскохозяйственной тематики, даже для коммерческих СМИ, должно стать государство.

     Из практики советского прошлого можно перенять комплекс требований, которые способствовали бы повышению эффективности казахстанской сельскохозяйственной пропаганды:

     1) Безусловная точность и достоверность используемых фактов. Одной из часто распространенных причин возникновения конфликтов в любой системе является отправка и получение недостоверной или не до конца раскрытой информации. Так, в частности, в случаях, когда государство спускает официальные данные о положении сельского хозяйства в стране, подкрепляя их цифровой статистикой и заверяя интересующих лиц об успешной работе этой отрасли, нередко случаются противоречия с реальным состоянием сельского хозяйства. В результате таких неграмотных решений создается огромный барьер между обществом и государством, угрожающий потерей авторитета и уважения государства перед его народом и вероятному антагонизму.

     2) Изучение и пропаганда передового опыта. Уникальный и практический опыт, оказавшийся в одном месте, может оказаться таким же эффективным и в другом. Согласно данной идее необходимо всесторонне изучать передовой опыт других стран, полученные ими результаты и только соизмеряя издержки, учитывая положительные и отрицательные стороны, особенности развития отечественного сельскохозяйственного рынка решить – пригоден и выгоден ли этот опыт. Об исключительной потребности внедрения передового опыта свидетельствует специалист, достаточно долгое время занимающийся претворением эффективных и новейших технологий в животноводческую отрасль: «В Казахстане не имеется достаточное количество ассортимента пород животных. Наши сельхозпроизводители зациклены на одних и тех же породах. Например, есть такая порода овец, называется Дорпер, которая дает приплод до 4 ягнят за раз и ее шкура очень ценится на мировом рынке. То же самое происходит и в сфере развития крупнорогатого скота – все одно и то же». 

     3) Экономическое и идеологическое обоснование новшеств, приемов, технологий. Основополагающими задачами государства по данному требованию – это преподносить обществу доводы и аргументы развития аграрной политики; объяснять причинно-следственные связи, по результатам которых встанет необходимость укрепления сельского хозяйства; усилить пропаганду современных технологий и приемов ведения хозяйства. Одним словом, аграрная пресса должна сделать все, чтобы ее сектор экономики стал наиболее привлекательной отраслью для большинства населения. Чем больше интерес к отрасли, тем больше и качественнее она будет развиваться. Осуществляя это требование, государство разом решит и две другие злободневные для страны проблемы – нежелание граждан оставаться в сельской местности и внутренняя миграция населения в наиболее перспективные города по причине безработицы.

     4) Пропаганда научных знаний. Научные исследования в сельскохозяйственной отрасли, распространение знаний занимают важное место в подготовке и устойчивости сельскохозяйственных систем к глобальной угрозе (экономический и продовольственный кризис, изменение климата и т.д.). Это требование тесно связано с распространением достижений казахстанской науки, пропаганды успехов отечественной агротехнической и зоотехнической науки, внедрением опыта передовых людей промышленности и сельского хозяйства. Государство должно повсеместно создавать условия для проведения различных лекций, докладов, конференций на научные темы; стимулировать на создание исследовательских разработок; повышать широкую общественную осведомленность по применению новых технологий, в особенности в сельской местности.

     5) Доступная стоимость сельскохозяйственных периодических изданий. Уменьшение читательской аудитории из числа сельскохозяйственной прослойки, которые принадлежат к малообеспеченным гражданам Казахстана, обусловлено во многом с возросшими ценами на издания. Следовательно, были снижены тиражи, исчезли многие отраслевые издания, повлекшие за собой ухудшение положения в этих отраслях. Государству необходимо регулировать и контролировать ценовое состояние сельскохозяйственных изданий, возобновлять те периодические издания, в которых будут освещаться развитие нужных отраслей сельского хозяйства в стране и четкие рекомендации по их управлению.

     Возросшее усиление роли государства в СМИ отнюдь не говорит сегодня о формировании какой-либо идеологической основы, подоплеки или о проведении той или иной реформы. Это обычная функция государства, предполагающая защиту и управление обществом, и с чем оно соприкасается (в данном случае с отраслью сельского хозяйства). Состоятельная система развития сельского хозяйства должна включать в себя не только в поддержке самой АПК, но и информационных составляющих. Лишь в случае системного подхода можно добиться каких-либо положительных результатов и сдвигов.

     Переходя к заключению, следует подытожить, что сельское хозяйство – это та исключительная отрасль экономики, которая была, есть и будет главным видом деятельности человека, вне зависимости от стремительного развития урбанизации, отраслей промышленности или инновационных технологий. В целом, есть объективная вероятность того, что сельскохозяйственный сектор в Казахстане станет предвестником экономического роста страны, однако по проведению вышеизложенного анализа были выявлены актуальные проблемы, противоречащие динамичному сдвигу развития сельского хозяйства – проблема системы страхования сельхозтоваропроизводства, непродуманная политика государственной поддержки, вопрос о формировании производственных кооперативов, нехватка квалифицированных специалистов и др. Все эти вопросы стоят перед руководством страны и многие из них уже решаются, но их осуществление имеет специфику затяжного характера по причине несовершенства правовых механизмов, а также психологической неподготовленности самих людей.

     В ходе наблюдения было также установлено, что многие трудности аграрной отрасли должны разрешиться благодаря усилиям и конструктивному диалогу заинтересованных сторон, однако опорным двигателем всей системы сельского хозяйства и процессов, происходящие в ней является государство, его концентрированное внимание и сильная поддержка. Пока же, только финансовая помощь не сможет изменить всю ситуацию, поскольку проблемы менеджмента посредством должной информационной политики, вопросы реализации стратегии сельскохозяйственного развития и структурных реформ до сих пор остаются на повестке дня государственной политики в области сельского хозяйства. В свете вступления Казахстана в ВТО все эти проблемы могут свести на нет сельскохозяйственную отрасль, соответственно государственные меры должны отличаться системностью и оперативностью.

Список использованных источников

1. Назарбаев н. А. Послание президента республики Казахстан народу Казахстана «социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 г.

2. Аналитическая записка к оперативному отчету за 2013 год по проведению мониторинга стратегического плана Министерства сельского хозяйства РК на 2011-2015 годы / www.mgov.kz; Дарибаева А., Шуленбаева Ф., Жолмуханова А. Актуальные проблемы развития страхования в сельском хозяйстве Казахстана //Актуальні проблеми економіки. -№9 (135), 2012. – С.284-291.

3. Проблемы АПК Казахстана: а воз и ныне там // Информационно-аналитический центр.  http://www.ia-centr.ru. 25.08.2014.

4. Минсельхоз совершенствует механизм субсидирования сельхозтоваропроизводителей / Официальный интернет-ресурс Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.  http://mgov.kz. 23.09.2014.

5. Операция – кооперация /  http://expertonline.kz. 03.03.2014.

6. Транспортная логистика является основной проблемой экспортеров в Центральной Азии – USAID /  http://www.newskaz.ru. 11.02.2014.

7. Встреча с членами фракций политических партий в Государственной Думе/  http://www.kremlin.ru. 14.08.2014.

8. Занятая молодежь по РК (в возрасте 15-28 лет) по видас экономической деятельности за 2010-2013гг. Официальная статистика Министерства Национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике.  http://www.stat.gov.kz.

9. В Казахстане наблюдается дефицит специалистов /  http://24.kz. 26.09.2014.

10. Алияров Е.К. СМИ и политика: Учебное пособие: Курс лекций. – Алматы: «VedaPress», 2011. -212c.

11. Засурский И.И. Масс-медиа и политика в России девяностых // Русский журнал (www.russ.ru). 14.12.2000.

argin-bottom:.0001pt;mso-add-space: auto;text-align:justify;line-height:normal'>

Подробнее ...

 Становление любого интеграционного проекта - это многомерный и долгосрочный процесс. Несмотря на то, что с основания Таможенного Союза между Республикой Беларусь, Казахстаном и Россией прошло всего несколько лет, некоторые социально-экономические результаты население Казахстана успело почувствовать. 

 Условия ТС сразу же ударили по людям, занятых в сбыте импорта из третьих стран. К слову, ввозить автомобили в страну стало дороже, и многие, кто занимался куплей-продажей авто из-зарубежья вынуждены были свернуть свою деятельность. В области промышленной политики в автопроме тоже не обошлось без проблем. Ранее российская сторона ввела протекционисткие меры к своему автопрому введя утилизационные сборы. Это, в свою очередь, отразилось на росте экспорта автомобилей из Казахстана в Беларусь, тогда как вывозить в Россию нерентабельно. С новыми условиями ВТО, Россия отменяет этот сбор и планирует постепенное понижение пошлин для третьих стран.

 Наряду с этим одно из первых ощутимых последствий интеграции оказалось повышение цен на многие товары потребления и услуги. Цены на продукты и другие товары выравниваются в сторону российских цен. Между тем, уровень жизни трех стран заметно отличается. Если уровень пошлин в Беларуси практически на одном уровне, то у Казахстана ставки были гораздо ниже. По некоторым товарным позициям Казахстан смог сохранить пошлины, по отдельным товарам существует переходный переход. Тем не менее, последующее уравнение тарифов предстоит 80 процентам товарных наименований и некоторых услуг, в том числе жд перевозки. В данном случае, безусловно, есть и внутренние факторы повышения цен, и недочеты в государственной политике по регулированию тарифов и цен на стратегические товары в стране. 

 Повышение цен на товары дает мультипликативный эффект. В Казахстане в июне 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года существенно повысились цены и тарифы на ряд коммунальных услуг (водоснабжение – на 33,3%, канализацию – на 31,6%, вывоз мусора – на 10,9%, электроэнергию – на 6,8%); услуги железнодорожного пассажирского транспорта – на 9,4%. В стране заметно подорожала плодоовощная продукция: картофель – на 21,7%, овощи – на 11,9%.

 Более того, объявленные преимущества интеграционного проекта, такие как свободное движение капитала, товаров и услуг на практике реализуется довольно проблематично, низкий потенциал казахстанских производителей еще более усугубляет этот процесс. К примеру, в последние несколько лет казахстанский рынок насыщен мясом и молочными изделиями из Беларуси. С 2011 по 2013 годы объем импорта белорусского мяса вырос в четыре с половиной раза и сейчас составляет около 6 тысяч тонн. Сектор АПК в Казахстане состоит в основном из частных структур. Тогда как белорусские, зачастую, имеют государственную форму собственности, получают субсидии, в том числе, в виде невозвратных кредитов. Следовательно, субсидированные товары поступают на казахстанский рынок, что не дает возможности нашим производителям окупать те кредиты, которые они взяли для организации производств. То бишь, наблюдается сложности в здоровой конкуренции. Тем временем, ассортимент для потребителя пополнился продуктами из стран-партнеров по ТС. 

 В Беларуси довольно развиты тяжелое машиностроение и легкая промышленность, так же как и у России. В Казахстане они находятся в кризисной ситуации, и многие предприятия прекратили свое существование. В РК отсутствуют перерабатывающие предприятия почти всех видов тканей, трикотажных полотен, пряжи, что препятствует развитию производств швейных, трикотажных изделий, обуви. Импортируемые для этих производств материалы отличаются высокой добавленной стоимостью, что ведет к удорожанию готовых изделий. Легкая промышленность включена в программу форсированного индустриально-инновационного развития РК (Программа ФИИР РК), предусматривающую определенные льготные субсидии, расширение инфраструктуры за счет государства. Но ставка кредита фактически завышена, что лимитирует финансирование и воссоздание былой ведущей отрасли экономики.

 В статистике доли экспорта Казахстана с Россией наблюдается повышение на 13,1 процент в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Но если рассматривать в разрезе показателей до 2008 года, то получается, что по сути произошло возвращение показателей двусторонней торговли к уровням докризисного. 

Безусловно, можно отметить увеличение физических поставок пшеницы из Казахстана на рынок ЕЭП. Крупный бизнес смог улучшить свое положение, приграничные компании также смог использовать возможность соседнего рынка. 

 Также существует ряд неурегулированных вопросов. Самое главное, это нехватка взаимодействия рабочей комиссии и предпринимателей. Евразийская экономическая комиссия принимают и внедряют нормативные акты, которые приводят к образованию новых административных барьеров для предпринимателей. В этом направлении большой объем работы выполняет Национальная палата предпринимателей Казахстана. Однако представленность интересов предпринимателей страны в палате - отдельная тема, над которой сейчас также работают специалисты. Они намерены ввести обязательное членство и взносы для предпринимателей соответственно уровням прибыли их бизнеса. 

 Еще одна проблема технического регулирования касается сертификации и экспертизы товаров. В Казахстане существует нехватка материально-технической и испытательной базы. Многие центры сертификации на данный момент находятся на территории Российской Федерации, которые нередко затягивают процесс сертификации казахстанских товаров. Словом, складывается ситуация когда от наднационального технического регулирования в большей степени пока выигрывают экспертные сертификационные организации, нежели субъекты бизнеса. Кроме того, с регионов поступает информация, что затраты на сертификацию, на соблюдение требований тех.регулирования у предпринимателей выросли в несколько раз, что серьезно подрывает их конкурентоспособность. В ТС на данный момент действует более 60 техрегламентов, тогда как за все годы существования Европейского Союза было принято лишь 20 таких документов.

 Также, например, есть несколько секторов товарного рынка в ЕЭП, которые выведены за пределы наднационального регулирования: это лекарственные средства, изделия медицинского назначения, алкоголь, табак, рыба, автопром, нефть, газ. Все эти товары обладают достаточно высокой степенью специального регулирования в обороте. И это зафиксировано и сохранено как национальный режим регулирования. 

 Казахстанские производители алкоголя жаловались на закрытость рынка РФ. Каксообщает вице-министр экономики и бюджетного планирования Тимур Жаксылыков, “В 2013 году, к примеру, импорт крепкого алкоголя в Казахстан из России был на 46 миллионов долларов. Мы смогли экспортировать на полмиллиона долларов”. Он заявлял, что Казахстан примет меры по защите своего рынка. Вопрос посттаможенного контроля стал центральным на видеоконференции по проблемам предпринимателей с участием чиновников и бизнесменов. В  январе текущего года Казахстан также ввел защитные меры для данной продукции из стран участников ТС. 

 Следует отметить, что стремление открыть рынки для обоюдной торговли приводит зачастую к большей протекции и барьеров. По данным независимой службой мониторинга международной торговли Global Trade Alert - на страны ТС приходится треть торговых ограничений, введенных в 2013 году. Страной с самой протекционистской политикой в мире стала Россия. Всего в России действует 331 протекционистских мер. Беларусь занимает второе место в мире с 162 торговыми ограничениями в отношении других стран и их компаний. В Казахстане, тем временем, действует 110 протекционистских мер. Как отмечают исследователи, большая часть торговых ограничений связана с созданием Таможенного союза. Беларусь, Россия и Казахстан ответственны за 33% мирового торгового протекционизма в 2013 году,

 Сравнительно либеральный налоговый климат в Казахстане способствует приходу дочек и филиалов российских и белорусских компаний. На данный момент наблюдается укрупнение позиций российских компаний в различных сферах. Более того, имеют место и так называемые серые схемы. К примеру, в РФ создается фиктивная компания, с которой казахстанская компания заключает фиктивный договор на поставку товаров или услуг. Казахстанская компания делает стопроцентную проплату, но ни товар, ни услуги российскому партнеру не поступают. Казахстанская компания затем банкротится, а деньги оседают в России. Вариации таких схем множество. Движение товара в условиях отсутствия пограничных контрольных пунктов затрудняют отслеживание физический транзит товаров не говоря уже о движении финансовых инструментов. Несомненно, данный вопрос требует тщательной проработки. Это явление, по словам председателя Евразийской экономической комиссии, Виктора Христенко: “результат не интеграции. Это результат недоинтеграции, того, что не успели сделать, отложили и тем самым создали простор для «серых» схем. Единственный способ борьбы с ними — продолжение и углубление интеграции”.

 В целом участие Казахстана в ТС осложняется следующими факторами: 

  • отсутствие достаточно конкурентоспособной отраслевой структуры; 
  • недостаточное количество предприятий, производящих готовую продукцию;
  • слабое развитие малого и среднего бизнеса;
  • слабая конкуренция на внутреннем рынке;
  • На внутреннем рынке нет конкуренции, цены на них достаточно произвольные и продиктованы издержками и нормой рентабельности поставщиков, которые фактически монополизируют рынок. 
  • В экспорте наших партнеров 90% составляет готовая продукция, а в экспорте Казахстана доминирует сырье. Следовательно, на данном этапе Казахстан больше функционирует как рынок сбыта для российской и белорусской сторон. 

 Учитывая проблемы данного этапа интеграционного процесса, следует отметить важную роль стартовых позиций национальных производителей, уровень подготовки кадров, которые защищают позиции страны в ходе переговоров, прозрачность и доступ к необходимой информации для всех слоев населения. Если Союз сможет обеспечить необходимые условия, можно будет говорить о его привлекательности. На данный же момент - главный урок - это работа над совершенствованием во всех направлениях. Отказ от тех или иных процессов не повлечет исключительно положительных результатов. 

  1. Казаков Д. (2012), Влияние Таможенного Союза на экономику Казахстана, доступно:  http://www.brif.kz/blog/?p=2354 
  2. Основные социально-экономические показатели Таможенного союза и Единого экономического пространства, статистические данные Евразийской экономической комиссии, доступно:  http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Pages/express.aspx
  3. Eurasian Integration Yearbook (2012), Annual publication of the Eurasian Development Bank Report, available: http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Yerbook-2012/a_n5_2012_full%20version.pdf#page=63 
  4. What Restraint? Five Years of G20 Pledges on Trade, Worldwide Protectionist measures inforgraphics (2013), available:  http://www.globaltradealert.org

 Динара Нурушева

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подробнее ...

    1

Когда речь заходит об экономике Казахстана, в первую очередь упоминается ее сырьевая основа. Много внутренних и внешних экспертов указывают на чрезмерную зависимость нашего государства от нефтяных доходов. В мировой практике есть такие примеры, когда результат ориентированной на одну единственную отрасль экономики приводил к плохим последствиям. Самый известный из них дал название такому эффекту – «голландская болезнь» (эффект Гронингена).

Подробнее ...

b-class.tv                                 

  В последние годы пирамидальные схемы были широко распространены в транзитных экономиках (МММ в России, Каритас в Румынии, и более мелкие схемы в Болгарии и Чешской Республики). Однако схемы также существуют и в индустриальных странах. Причина отсутствия публичного внимания к финансовым пирамидам в индустриальных странах объясняется тем, что люди в этих странах лучше понимают разницу между надежным уровнем дохода и ненадежным. Более того, эффективное обеспечение соблюдение законов не допускает широкого освещения в печати.

Подробнее ...


Глобальные проблемы (от франц. «glоbаl» - всеобщий) представляют собой совокупность объективно существующих и динамично развивающихся проблем, возникающих в результате  объективного развития общества,  создающие угрозу всему человечеству, от решения которых зависит сохранение цивилизации и развитие общества, требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества.

Подробнее ...



Казахстан и Китай страны издавна имеющие добрососедские отношения.  Новым началом двусторонних связей стало официальное установление дипломатических отношений в 1992 году. За 20-лет стороны сформировалиобразцовую модель добрососедских отношений, которым свойственны высокое политическое доверие, взаимная поддержка, равенство и партнерство.

Подробнее ...


Страница 1 из 7