26Июнь2017

03 Октябрь 2014 Автор  admin

Отдельные проблемы развития сельского хозяйства в Казахстане

     Одним из основополагающих условий жизнеспособности любого государства является сельское хозяйство, успешное реализация и руководство которого влияет на стабильное функционирование социально-экономического развития общества в целом. Специфичность положения, которую занимает отрасль сельского хозяйства, обусловливается, во-первых, производством продуктов питания для населения и воспроизводства рабочей силы, во-вторых, производством сырья для других отраслей экономики. Отсюда вытекает вывод, что высокий уровень сельскохозяйственного производства определенно обеспечивает экономическую и продовольственную безопасность страны.

     Становится очевидным тот факт, что с увеличением численности людей в мире, государства, имеющие возможность экспортировать продовольствие, станут наиболее успешными и влиятельными на мировом рынке. Сельское хозяйство – это основная и наиболее перспективная отрасль экономики Казахстана. По словам Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, – «Аграрный сектор Казахстана обладает большими экспертными возможностями и высоким потенциалом для внедрения инвестиций. Потребность в продовольствии с каждым годом в мире будет возрастать. Эту возможность нам упустить нельзя» [1]. Немногие страны имеют потенциал развития сельского хозяйства, сравнимый с потенциалом и значительными резервами Казахстана. Различные климатические условия республики благоприятствуют выращиванию множества культур умеренного теплового пояса и развитию животноводства.   

     Безусловно, для  своевременного решения вопросов агропромышленного сектора государством, предпринимается комплекс мер, направленные на его улучшение – увеличиваются объемы финансирования, разрабатываются новые программы, формируются новые механизмы государственной поддержки. Из года в год статистика показывает положительную динамику в данной области, включающую в себя: увеличение валового выпуска продукции, рост иностранных инвестиций в отечественное производство, формирование новых сельскохозяйственных объектов. Однако действующих мер недостаточно, если на повестке дня все еще остро стоят вопросы об увеличении импорта хозяйственной продукции, о росте цен на продовольственные товары, несменяемости механизмов и структур сельскохозяйственного экспорта и т.д.   

     Основной лейтмотив проблемы, касающийся развития отечественного сельского хозяйства состоит в том, что большей части казахстанской сельхозпродукции характерен низкий уровень продуктивности, конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

     Возникновение повсеместных проблем сельского хозяйства также можно рассматривать с психологической точки зрения – не все сельхозпроизводители готовы к условиям, которых предоставляет на сегодняшний день государство,  не все из них ставят перед собой макроцели. Такие «умонастроения» крестьян и фермеров связаны с резким переходом к рыночной экономике, вынудившее перейти большинство сельхозпроизводителей на коммерческие рельсы. Проблема, с которой бесповоротно столкнулись практически все страны бывшего Советского Союза, – это неумение работать в реалиях рыночной системы и страх перед будущим, которого предполагалось строить самостоятельно. В течение длительных 70 лет плановой экономики, буквально лишенные индивидуализма, многие хозяйства разорились, или находятся на грани разорения. 

     Следовательно, для более глубокого осмысления проблем в системе сельского хозяйства республики требуется определить немаловажные, на сегодняшний момент, отдельные причины, которые в случае их структурного упущения могут отрицательно отразиться на продовольственной и экономической безопасности страны.

     1) Страхование сельскохозяйственного производства. В отличие от других отраслей экономики, сельское хозяйство наиболее подвержено высокому риску, который непосредственно связан с неблагоприятным воздействием погодных условий, стихийных бедствий, рыночной конъюнктуры. При таких обстоятельствах особая роль отводится формированию стабильно-функционирующей системы страхования доходов в сельскохозяйственном секторе страны, как одного из эффективных механизмов прокладки устойчивой основы сельхозпроизводства.

     Система страхования, существовавшая в Казахстане до 1990-х годов, основывалась на исключительно государственном страховании. Резкий переход к рыночной экономике ознаменовалось формированием в стране коммерческих страховых (перестраховочных) организаций, основной ориентир которых был направлен на предоставление услуг, возмещение имущественных потерь лишь крупным и платежеспособным сельхозпроизводителям. Данное положение в результате привело к стремительному снижению объемов всех видов сельскохозяйственного страхования, причиной чему также послужили высокопроцентные взносы (2-8% стоимости производства), которых подавляющее большинство сельхозформирований не имели возможности уплачивать. Необеспеченность и негарантированность имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, как со стороны государства, так и коммерческих организаций повлияло на резкое ухудшение финансового состояния хозяйств, которые до настоящего времени либо все еще пытаются нормализовать свое положение, либо больше не занимаются сельскохозяйственной деятельностью.

     Учитывая достаточно оправданный риск страхования урожая сельскохозяйственных культур, страховые (перестраховочные) организации не заинтересованы в возмещении львиной доли своих накоплений на сельскохозяйственные убытки, имеющие особенность высокой вероятности. Вопреки тому, что в стране были проложены механизмы для окончательного формирования системы страхования сельскохозяйственного производства – создание государственного сельскохозяйственного страхового предприятия «Казагрополис» (1996г.), обязательное страхование сельскохозяйственного производства (1997г.), принятие Закона РК «Об обязательном страховании в растениеводстве» (2004г.), принятие Закона РК «О взаимном страховании» (2006г.) – по данным Комитета по статистике Республики Казахстан (Таблица 1), в стране наблюдается низкий уровень активности страховой деятельности по обязательному страхованию аграрной отрасли. Если в 2009 году было заключено около 30 тысяч договоров страхования, в 2010 году произошло их резкое уменьшение и составило 17389 договоров, а по состоянию на начало 2014 года было заключено всего 14525.

Таблица 1. Количество заключенных договоров между страховыми организациями и сельскохозяйственными производителями Казахстана (1997 - 2014гг.)

 

2007

2008

2009

2010

2014 (на 09.01)

Количество заключенных договоров, тыс. ед.

Всего:

25,446

33,957

32,165

17,389

14525

из них ОВС

738

5792

8292

9953

    

     О достаточно низкой интенсивной деятельности страховых (перестраховочных) организаций, имеющих лицензию по обязательному страхованию, также свидетельствует официальные показатели [2], которые четко демонстрирует незаинтересованность страховых компаний к данному классу страхования и их нежелание брать на себя ответственность за повсеместно происходящие в Казахстане риски сельскохозяйственного производства (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Количество страховых (перестраховочных) организаций, имеющих лицензию по обязательному страхованию сельскохозяйственного производства

    диаграмма

     В соответствии с Законом Республики Казахстан «О взаимном страховании» с 2006 года в отечественной сельскохозяйственной отрасли по всем регионам страны начали функционировать «Общества взаимного страхования» (ОВС), как альтернатива коммерческому страхованию. Мировая практика демонстрирует, что в развитых государствах 40% страхового рынка приходится на вышеуказанные общества, где их институционализация в обществе отличается высоким уровнем прочности и развитости по сравнению с Казахстаном. В стране данный вид страхования по объективным причинам (нехватка устойчивого финансового капитала, безлицензионное функционирование, отсутствие контроля со стороны государства над деятельностью ОВС) находится в процессе развития и все еще не зарекомендовал себя в качестве надежного инструмента при страховании именно сельскохозяйственных угроз, в связи с тем, что вся территория Казахстана располагается в зоне рискованного земледелия.

     На сегодняшний день в каждом районе функционируют один либо два ОВС. Вследствие неблагоприятных явлений в виде засухи, которая в большинстве случаев затрагивает два, три района в области сразу, мелкие ОВС определенно не могут компенсировать убытки сельхозпроизводителей. Единственным решением данной проблемы в обозримом будущем может стать укрупнение мелких ОВС путем создания региональных ассоциаций, которые в свою очередь должны объединиться в союз республиканского масштаба. Помимо финансовой поддержки, укрупненные ОВС могут содействовать и оказывать практическую помощь между собой по следующим направлениям:

     - координация деятельности;

     - обмен опытом и информацией;

     - содействие в разработке страховой документации;

     - обучение страховому делу;

     - защита интересов своих членов и представление их в государственных органах власти;

     - сотрудничество с зарубежными родственными союзами и усваивание передового опыта по ведению страхового менеджмента.

     Следствием сбоя в функционировании ОВС выявляется не менее серьезное препятствие развития сельскохозяйственной страховой политики – способность некоторых разновидностей риска поражать обширные территории одновременно. Стихийные бедствия типа наводнений или колоссально высоких температур могут охватить многие предприятия и ведут к потерям урожая почти во всех хозяйствах. Подобный, так называемый «системный риск» усложняет работу страховщика, который в конечном итоге не справляется с диверсификацией рисов среди страхователей. Без должного государственного вмешательства ни один «системный риск» не исчерпывается полностью коммерческой страховой организацией либо ОСВ. В связи с этим, первостепенной задачей в ходе реализации страховых программ следует провести объективную и глубокую оценку на предмет наличия или отсутствия системного риска под контролем государства. Государство, в свою очередь, должно заблаговременно составить план своего бюджета при финансировании «системных рисков». 

     Одной из проблем, требующего особого внимания, является предусмотренное законом страхование от всех рисков природного характера, а не конкретных видов угроз, которым подвержены отдельные регионы. Государству необходимо готовить стратегию страхового развития по каждому региону отдельно. Страхование от всей группы рисков, вдобавок по единым тарифам независимо от регионов, фактически вынуждает сельхозпроизводителей вкладывать значительную часть на страхование тех рисков, которые не несут для них серьезной угрозы. Получается, что выплаты страховым организациям в качестве страховых премий становятся для хозяйств дополнительным видом налога, либо зря потраченными средствами, которыми в излишестве сельхозпроизводители не владеют. 

     Таким образом, правовой механизм страхования сельскохозяйственного производства в Казахстане требует усовершенствования, а формирование эффективно действующей системы сельскохозяйственного страхования – задача не из легких. За основу регулирования положения необходимо установить конструктивный диалог между заинтересованными сторонами.

     2) Политика субсидирования сельскохозяйственного производства.Следующим вопросом, требующего пристального внимания, является политика субсидирования сельскохозяйственного производства. На сегодня государство вкладывает огромные средства для развития сельского хозяйства в виде субсидий, но давать объективную оценку эффективности проведения этой политики достаточно рано. К сожалению, государственные средства не всегда используются рационально и по целевому назначению. Президент страны в своих официальных заявлениях не раз подчеркивал, что «субсидии должны получать лишь те товаропроизводители, внедряющие передовые технологии, выращивают востребованную сельскохозяйственную продукцию, культуру, которую нам надо» [3]. Предприниматель, получающий от государства субсидии, зачастую не модернизирует свое производство, не занимается увеличением объемов выпускаемой продукции, не осваивает новые земли. Однако есть и другие проблемы – незаконная посредническая роль между государством и предпринимателем (теневые структуры внутри исполнительной власти) во многих случаях  не позволяют доводить до конечного получателя запланированную государством поддержку.

     Недавно Министерство сельского хозяйства РК начало работу по совершенствованию мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей [4]. По официальным данным объем субсидий за последние пять лет вырос в 2 раза (с 43,2 млрд. тенге до 88,7 млрд. тенге), а объем валового выпуска сельского хозяйства увеличился в 1,5 раза. В текущем году объем субсидий составил 156,6 млрд. тенге, что в 1,8 раза больше чем в 2013 году (88,7 млрд. тенге). Отрадно, что данные меры должны коснуться, прежде всего, действий по повышению эффективности выделяемых субсидий и обеспечению прозрачности, упрощению их выплаты.

     Для того чтобы государство добилось подлинного эффекта от денежных вливаний в любую отрасль, в том числе и сельскохозяйственную, работу необходимо оценивать по конечному результату. Но так как результаты производства безызвестны, нужно запрашивать у предпринимателей конкретных планов – какое производство, где, в какие сроки, какие кадры, с помощью каких технологий будет реализовано производство и приблизительная сумма на конкретный проект и на возможные издержки и убытки. В процессе начисления предпринимателю финансовых ресурсов, государство должно четко проследить и проконтролировать за тем, дошло ли своевременно запланированные им средства. На начальном этапе производственной деятельности, государство должно запрашивать у товаропроизводителя ежеквартальные отчеты по заданному ранее плану, не только в письменной форме, но и в виде фото-отчетов. Со стороны государства также должна вестись контрольная инициатива – представители Минсельхоза, которые могут действительно оценить качество и эффективность хозяйства, либо представители АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», сразу же после всестороннего отчета товаропроизводителя выезжать напрямую к нему на производство с целью получения достоверности информации. Товаропроизводитель, который получает такую государственную поддержку, должен отвечать за эти ресурсы вместе с семьей, вплоть до детей. Все вышеперечисленные требования необходимо сконструировать в четкий и черным по белому ясный правовой механизм. Сельхозпроизводитель, заблаговременно ознакомившийся с правилами взаимного договора и учитывая на какие риски он идет, будет ответственно относиться к своему производству, уважать законы государства и лишний раз не выпрашивать господдержку.

     Идеальным вариантом, как для государства, так и для товаропроизводителя в Казахстане, стало бы государственное регулирование во всем. Такое монорегулирование подразумевает собой развитие сельского хозяйства посредством лишь государственных заказов. К примеру, государство дает заказ на выращивание определенных культур и только определенных сортов, или же на производство определенных видов животноводческой отрасли, пород скота. В данном случае ни государство, ни сельхозпроизводитель не останутся в убытке. Во времена переходного периода страдает все государство, в частности и сельское хозяйство – крестьян и фермеров нужно направлять в правильное русло, т.е. настало время, когда государству нужно применять жесткие и конкретные меры.

     3) Укрупнение крестьянских и фермерских хозяйств. После вступления Казахстана в Таможенный союз ужесточилась конкуренция среди мелких и средних сельхозпроизводителей. Поддержка аграриев через программы субсидирования впечатляющих эффектов не дает. Не поставив отечественные отрасли на индустриальную основу, рассчитывать на решение существующих проблем и реализацию принятых государственных программ не приходится. А решать эти проблемы нужно безотлагательно, поскольку после вступления страны в ВТО отечественные производители просто «не выживут». Образование сельских кооперативов решило бы многие проблемы перед вступлением Казахстана в эту организацию. Только объединившись, аграрии смогут соблюдать севооборот, закупать передовые технологии, технику, удобрения или семена оптом, получать субсидии, формировать лот для государственных закупок, наладить переработку и самое важное — выгодно сбыть продукцию. 

     Процесс укрупнения мелких крестьянских хозяйств идет уже не первый год, однако о действенных результатах говорить еще не приходится. Властные структуры, гражданское общество в лице партии «Ауыл», и даже сами сельхозпроизводители сошлись во мнении о необходимости формирования крупных агропромышленных комплексов. Положение является проблематичным в связи с отсутствием четких правовых механизмов, включающих в себя противоречащие друг другу законы. Следовательно, по причине недоработок в этих документах, непрозрачности в деятельности коопераций, крестьяне и фермеры больше всего боятся потерять, пусть и мелкую, но свою собственность – землю, ведь сломать их психологию – хозяина, крайне сложно.

     Рассредоточение собственности по мелким хозяйствам является «Ахиллесовой пятой» сельского хозяйства страны. Мелкие, и даже средние крестьяне и фермеры из-за отсутствия финансовых ресурсов не имеют возможности внедрять новые технологии в развитие своего производства. У большинства хозяйств посевная площадь не достигает даже 500 гектар, в связи с этим они не приобретают не только новую, но и поддержанную технику [5]. В конечном итоге эти собственники вынуждены продавать свою продукцию перекупщикам по низким ценам. Для того чтобы в корне изменить эту систему и предполагается создание сельхозпроизводственных кооперативов, где все субъекты рынка (крупные компании и мелкие производители) будут иметь равные условия для развития, возможности повышения собственного, совместного и государственного дохода.

     В результате всех преобразований, сельское хозяйство должно стать отраслью с преобладающей численностью средних и крупных сельхозпроизводителей, которые в дальнейшем смогут намного эффективнее и качественнее управлять производством, внедрять необходимые агропромышленные технологии и с умом их использовать. Объединенным аграриям также выгодно и доступно брать кредиты, чем одному сельхозпроизводителю. Государство, в свою очередь, должно позаботиться о системе выдачи кредитов хоть если и не беспроцентных (наилучший вариант), то, по крайней мере, с процентной ставкой в 1-5% на долгосрочный срок до 25-30 лет.

     Одним из существенных моментов при создании и функционировании производственных кооперативов является мотивационная работа над деятельностью сельскохозяйственных специалистов. К примеру, каждый член кооператива в конце года либо по крупномасштабным государственным праздникам должен получать свою долю дивидендов за землю, обобществленное имущество (скот, технику) и трудовое участие. Со стратегической точки зрения важно, чтобы в организациях, а особенно недавно начинающих аграрных кооперативах, сформировался положительный психологический климат с мерами стимулирования, дабы на практике показать бывшим крестьянам и фермерам, что совместные производства намного эффективнее функционально и выгоднее, чем если работать в одиночку.

     4) Нехватка высококвалифицированных специалистов. Важным условием формирования эффективной системы сельскохозяйственной промышленности является наличие квалифицированных трудовых ресурсов – работников, обладающих знаниями и навыками в технической, агрономической, экономической сферах. Ввиду того, что человеческий фактор выступает в качестве основополагающего стержня обеспечения и улучшения сельскохозяйственной отрасли, нехватка высококвалифицированных специалистов затормаживает весь процесс действующей государственной аграрной политики. В Казахстане во многом это связано не с автоматизацией и модернизацией производства (как это бывает в развитых странах), а обусловлено падением престижа аграрного труда за счет закрывающихся производств, и низким уровнем заработной платы.  

     Для масштабного закрепления молодых специалистов в сельской местности руководством страны с 2009 года реализуется проект «С дипломом – в село!». Несмотря на значительную социальную поддержку со стороны государства, официальные статистические источники показывают обратную картину занятости молодежи в сельскохозяйственной деятельности.

     Определим количественные характеристики занятой молодежи в сельском, лесном, рыбном хозяйстве (Таблица 2) и проведем анализ динамики среднегодовой численности занятой молодежи в отраслях за 2010-2014гг.

Таблица 2. Занятая молодежь по РК (в возрасте 15-28 лет) в отраслях сельского, лесного и рыбного хозяйства за 2010-2014 (II квартал) годы [8]

Среднегодовая численность занятой молодежи

2010

2011

2012

2013

2014 (II квартал)

Отклонение 2014г. к 2010г.

Сельское, лесное и рыбное хозяйство (в тыс. человек)

718,6

683,0

646,6

588,9

562,9

-155,7

     По данным показателям ярко прослеживается снижение численности занятой молодежи в сферах сельского, лесного и рыбного хозяйства на целых 156 тысяч человек. Можно предположить, что трудовые ресурсы либо постепенно перемещаются в другую сферу деятельности, либо находятся в состоянии безработицы. Нежелание молодых специалистов работать в сельском хозяйстве порождает иную проблему – «старение кадров». К примеру, на одном из казахстанских заводов нестандартного оборудования почти 80% коллектива – это рабочие, которым за 50 лет [9].

     Отдельным вопросом в рассматриваемой проблеме представляется обучение в ВУЗах страны, базирующееся на старых стандартах, устаревших знаниях и учебно-методологических инструментах, в результате чего прослеживается слабая профессиональная подготовка кадров. 

     Отрицательное влияние, оказывающее на процессы привлечения квалифицированных кадров в сельское хозяйство, исходит из условий жизнедеятельности на селе. Неподходящие условия для многих молодых специалистов выражаются: во-первых, нехваткой детских садов, социально-культурных, коммунально-бытовых учреждений в сельской местности, во-вторых, сокращением перечня и ухудшением качества услуг учреждений, продолжающих свою деятельность.

     Для системного решения проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов на сельхозпредприятиях, изначально требуется, на идеологической основе изменить предвзятое и несерьезное отношение подрастающего поколения к одной из главных отраслей экономики государства – сельскому хозяйству. Специальности, изучающие сельское хозяйство не должны выбираться теми поступающими в ВУЗ, которые не могли, по их мнению, поступить на наиболее престижную специальность (например, специальность «Биотехнология»). Отчасти, чтобы сохранить обучение на основе гранта, молодежь поступает в агротехнические ВУЗы, а после получения диплома устраиваются на работу не по своей специальности. Выбор профессионального пути, особенно в сфере сельского хозяйства, должно быть осознанным и запланированным, и в данном вопросе неотъемлемую роль играет идеологическая основа, притворяющая как со стороны государства в лице детских садов, школ, училищ и др., так и со стороны института семьи.

     В условиях глобализации, с внедрением новых информационных технологий, ростом конкуренции изменяется и поколение, родившееся в это время – оно отличается самостоятельностью, творческим умом, быстрым развитием и адаптацией к меняющимся условиям. Именно с такой точки зрения рассматривается попытка улучшения системы подготовки кадров – создание специализированных агроклассов в сельских школах, где подбор учащихся осуществлялся бы с фокусировкой на их дальнейшее поступление в сельскохозяйственные ВУЗы, по окончании которых они могли бы продолжать свою деятельность в системе АПК.

     Как и в других областях, в сфере сельского хозяйства должна усиленными темпами практиковаться интеграция сельскохозяйственных ВУЗов с предприятиями АПК, где предприятия должны ставить свои условия и требования к принимаемым на работу специалистам. А ВУЗам, тем временем, следует налаживать устойчивые связи с предприятиями АПК, заключать договоры на целевую подготовку специалистов, в которых должна быть предусмотрена возможность прохождения практики, стажировок, получения стипендии за счет будущего работодателя, одним словом – создавать возможности и условия для усовершенствования знаний и навыков будущего специалиста.

     Слабая подготовка профессиональных кадров, являющаяся причиной обучения на основе устаревшей образовательной программы, нехватки инновационных методов и технологий обучения, требует своего разрешения с помощью соответствующих инвестиций, ведь именно инвестиции в аграрную науку в разы эффективнее прямых инвестиций в сельское хозяйство. По этому случаю требуется качественный прорыв по вопросам технологической модернизации – нужен вклад в развитие отечественной, высокоразвитой системы аграрных исследований, а также контроль и мониторинг за их реализацией.

     5) Проблема развития логистики в сельском хозяйстве. Одним из краеугольных вопросов, требующего в стране особого внимания и соответствующих решений, является внедрение системы логистики в сельскохозяйственную отрасль. По заявлениям специалистов, – логистика в сельском хозяйстве не только возможна, но и по-настоящему необходима, так как эта система по праву считается одним из приоритетных направлений развития наряду с производством зерна или мяса крупнорогатого скота. Слаженная система, основанная на регулировании транспортных и информационных потоков, помогало бы предприятиям экономить значительные финансовые ресурсы.

     В Казахстане, к сожалению, отсутствует действующая логистическая система, которая позволила бы укрепить положение сельскохозяйственной промышленности в целом. Многие фермерские хозяйства отдалены не только от перерабатывающих заводов, но и от благоустроенных дорог, по которым можно быстро и легко перевозить продукцию. Убедительным пояснением проблемы может служить то обстоятельство, когда произведенная сельскохозяйственная продукция в южных регионах Казахстана «закупается на полях за центы, а на севере Казахстана продается уже за доллары. При этом накрутка, состоящая в том числе и из транспортных затрат исчисляется уже даже не процентами, а кратно – в сто раз, а иногда выходит дороже» [6]. Небезызвестна причина такого положения – продовольственный мост между производителями и посредниками занят бесчисленным количеством посредников. На пути к конечному потребителю цены могут регулироваться по собственной прихоти посредников и нередко вырастают на 50 и более процентов.

     С увеличением потребительского спроса страны быстрыми темпами развиваются компании по их обслуживанию. Однако в связи с необеспеченностью рынка логистических услуг процессы роста отечественных компаний и прихода на рынок международных корпораций «убывают по наклонной плоскости». Так, в частности, есть опасение, что в скором будущем Россия перестанет импортировать мясо говядины в связи с полномасштабным развитием у себя данного производства [7]. Казахстану, в свою очередь, придется выходить на другие производственные рынки. Но, не имея совместных логистических объектов с другими близлежащими государствами, которые имеют возможность производить мясо говядины, на лицо вероятный продовольственный кризис, во многом обусловленный упущениями государства.

     К подобным проблемам, существующие во внутреннем рынке страны можно также отнести достаточно высокие транспортные расходы для хозяйств со средним доходом. Значительная сумма, уходящая на реализацию быстрой поставки свежих продуктов питания, выходит намного больше, несмотря на то, что натуральная продукция выигрывает в цене по сравнению с заводской продукцией. А небольшие фермерские хозяйства не в состоянии, даже при условии совместных усилий, покупать специализированный транспорт. Что же касается крупных агрохолдингов, которые могут себе позволить приобретать специализированный транспорт, то они в большинстве случаев не используют транспорт эффективно по причине всё той же загвоздки – нехватка высококвалифицированных кадров по логистике.

     Спасением из сложившейся ситуации должна стать создание логистических объектов в выгодных для страны регионах, которые развивают какую-либо отрасль сельского хозяйства при государственной информационной, материальной и кадровой поддержке. Со временем доходя до уровня общеказахстанской сети, специализированные логистические центры должны обслуживать предприятия, к примеру, животноводческого комплекса, по всей логистической цепочке: от перевозок сырья, кормов до доставки готовой продукции на рынок. Для того чтобы привлечь внимание зарубежных государств, к примеру, потенциальных инвесторов как Китай и Арабские страны, необходимо наряду с развитием логистических услуг с этими странами, выращивать разные породы КРС и МРС для увеличения ассортимента на рынке.

     Еще одним пунктом системы государственной поддержки является образование первичной обработки животного сырья рядом с фермами, где происходит выращивание. Это жизненно необходимо как для производителей, так и для государства, так как перевозка мяса в полутушах за большие расстояния на переработку, в скором времени пагубно отразится на экономической стороне развития животноводства и крайне негативно скажется на всей агропромышленной отрасли. Такого рода нерациональные решения в системе логистики не оставят никаких шансов отечественным производителям мяса в конкурентной борьбе с иностранными производителями.

     6)Информационная политика государства в сельском хозяйстве. В эпоху передовых технологий «метод информационных воздействий позиционирует себя в качестве современного эффективного метода ее реализации» [10]. В связи с тем, что информационная власть в иерархии государственной власти занимает особое место, в отрасли сельского хозяйства она также не теряет своей актуальности и значимости. 

     Развитие информационного влияния в сфере сельскохозяйственного сектора началось еще во времена Советского Союза, отличавшееся четкой адресной направленностью сообщений сельскохозяйственной тематики, структурированной системой СМИ  в расчете получения соответствующих результатов аграрной пропаганды. Советское государство было единственным заказчиком и могло настаивать на безоговорочном выполнении своих требований. Эволюция же сельскохозяйственной прессы в постсоветский период показывает свою противоречивость и вызвано по большому счету кризисными явлениями. В миг, разрушив всю коммунистическую идеологию, многие представители СМИ стали очернять какие бы то ни было достижения СССР. Именно тогда сформировались довольно устойчивые стереотипы по отношению к сельскому хозяйству, которые сегодня мешают развитию экономики Казахстана в целом: «Освобождение прессы стало началом интенсивных духовных поисков, в ходе которых общество искало новые идеалы и ценности, а журналисты – новую доктрину. Результатом этих поисков стала радикализация взглядов в обществе и формирование рыночного фундаментализма и трансформационной утопии. Формулирование новой догмы и истая, беззаветная и бескомпромиссная ее проповедь позволили журналистам претендовать на положение духовных лидеров нации. В конечном счете, это привело к индокринации значительной части населения догмами рыночного фундаментализма» [11]. Из последнего, справедливо подмеченного высказывания видны масштабы воздействия информационной системы на положение страны, на настроения народа и четко выделена несоизмеримая роль государства.

     На новом этапе своего развития Казахстану жизненно необходимо завоевать доверие населения, поднять дух на реализацию целей в поприще сельскохозяйственной промышленности. Основной задачей сельскохозяйственной пропаганды сводится к тому, чтобы приводить интересы реципиента в соответствие с интересами государства и общества. К данному выводу можно также отнести: преодоление барьера к аудитории, дифференцированный подход к ней, осуществление общественного контроля над функционированием сельского хозяйства.

     Государство своевременно должно поощрять отличившихся в своей работе крупных фермеров и производственные кооперативы, на глазах у всего народа отмечать их достижения и успехи. Одним из необходимых методов вовлечения молодых специалистов в сельскохозяйственную отрасль – пропаганда развития агропромышленного комплекса Казахстана путем активного вещания, печати успехов и достижений отечественных крупных фермеров, производственных кооперативов не только в государственных, но и корпоративных, частных СМИ. Отсюда следует, что основным заказчиком сельскохозяйственной тематики, даже для коммерческих СМИ, должно стать государство.

     Из практики советского прошлого можно перенять комплекс требований, которые способствовали бы повышению эффективности казахстанской сельскохозяйственной пропаганды:

     1) Безусловная точность и достоверность используемых фактов. Одной из часто распространенных причин возникновения конфликтов в любой системе является отправка и получение недостоверной или не до конца раскрытой информации. Так, в частности, в случаях, когда государство спускает официальные данные о положении сельского хозяйства в стране, подкрепляя их цифровой статистикой и заверяя интересующих лиц об успешной работе этой отрасли, нередко случаются противоречия с реальным состоянием сельского хозяйства. В результате таких неграмотных решений создается огромный барьер между обществом и государством, угрожающий потерей авторитета и уважения государства перед его народом и вероятному антагонизму.

     2) Изучение и пропаганда передового опыта. Уникальный и практический опыт, оказавшийся в одном месте, может оказаться таким же эффективным и в другом. Согласно данной идее необходимо всесторонне изучать передовой опыт других стран, полученные ими результаты и только соизмеряя издержки, учитывая положительные и отрицательные стороны, особенности развития отечественного сельскохозяйственного рынка решить – пригоден и выгоден ли этот опыт. Об исключительной потребности внедрения передового опыта свидетельствует специалист, достаточно долгое время занимающийся претворением эффективных и новейших технологий в животноводческую отрасль: «В Казахстане не имеется достаточное количество ассортимента пород животных. Наши сельхозпроизводители зациклены на одних и тех же породах. Например, есть такая порода овец, называется Дорпер, которая дает приплод до 4 ягнят за раз и ее шкура очень ценится на мировом рынке. То же самое происходит и в сфере развития крупнорогатого скота – все одно и то же». 

     3) Экономическое и идеологическое обоснование новшеств, приемов, технологий. Основополагающими задачами государства по данному требованию – это преподносить обществу доводы и аргументы развития аграрной политики; объяснять причинно-следственные связи, по результатам которых встанет необходимость укрепления сельского хозяйства; усилить пропаганду современных технологий и приемов ведения хозяйства. Одним словом, аграрная пресса должна сделать все, чтобы ее сектор экономики стал наиболее привлекательной отраслью для большинства населения. Чем больше интерес к отрасли, тем больше и качественнее она будет развиваться. Осуществляя это требование, государство разом решит и две другие злободневные для страны проблемы – нежелание граждан оставаться в сельской местности и внутренняя миграция населения в наиболее перспективные города по причине безработицы.

     4) Пропаганда научных знаний. Научные исследования в сельскохозяйственной отрасли, распространение знаний занимают важное место в подготовке и устойчивости сельскохозяйственных систем к глобальной угрозе (экономический и продовольственный кризис, изменение климата и т.д.). Это требование тесно связано с распространением достижений казахстанской науки, пропаганды успехов отечественной агротехнической и зоотехнической науки, внедрением опыта передовых людей промышленности и сельского хозяйства. Государство должно повсеместно создавать условия для проведения различных лекций, докладов, конференций на научные темы; стимулировать на создание исследовательских разработок; повышать широкую общественную осведомленность по применению новых технологий, в особенности в сельской местности.

     5) Доступная стоимость сельскохозяйственных периодических изданий. Уменьшение читательской аудитории из числа сельскохозяйственной прослойки, которые принадлежат к малообеспеченным гражданам Казахстана, обусловлено во многом с возросшими ценами на издания. Следовательно, были снижены тиражи, исчезли многие отраслевые издания, повлекшие за собой ухудшение положения в этих отраслях. Государству необходимо регулировать и контролировать ценовое состояние сельскохозяйственных изданий, возобновлять те периодические издания, в которых будут освещаться развитие нужных отраслей сельского хозяйства в стране и четкие рекомендации по их управлению.

     Возросшее усиление роли государства в СМИ отнюдь не говорит сегодня о формировании какой-либо идеологической основы, подоплеки или о проведении той или иной реформы. Это обычная функция государства, предполагающая защиту и управление обществом, и с чем оно соприкасается (в данном случае с отраслью сельского хозяйства). Состоятельная система развития сельского хозяйства должна включать в себя не только в поддержке самой АПК, но и информационных составляющих. Лишь в случае системного подхода можно добиться каких-либо положительных результатов и сдвигов.

     Переходя к заключению, следует подытожить, что сельское хозяйство – это та исключительная отрасль экономики, которая была, есть и будет главным видом деятельности человека, вне зависимости от стремительного развития урбанизации, отраслей промышленности или инновационных технологий. В целом, есть объективная вероятность того, что сельскохозяйственный сектор в Казахстане станет предвестником экономического роста страны, однако по проведению вышеизложенного анализа были выявлены актуальные проблемы, противоречащие динамичному сдвигу развития сельского хозяйства – проблема системы страхования сельхозтоваропроизводства, непродуманная политика государственной поддержки, вопрос о формировании производственных кооперативов, нехватка квалифицированных специалистов и др. Все эти вопросы стоят перед руководством страны и многие из них уже решаются, но их осуществление имеет специфику затяжного характера по причине несовершенства правовых механизмов, а также психологической неподготовленности самих людей.

     В ходе наблюдения было также установлено, что многие трудности аграрной отрасли должны разрешиться благодаря усилиям и конструктивному диалогу заинтересованных сторон, однако опорным двигателем всей системы сельского хозяйства и процессов, происходящие в ней является государство, его концентрированное внимание и сильная поддержка. Пока же, только финансовая помощь не сможет изменить всю ситуацию, поскольку проблемы менеджмента посредством должной информационной политики, вопросы реализации стратегии сельскохозяйственного развития и структурных реформ до сих пор остаются на повестке дня государственной политики в области сельского хозяйства. В свете вступления Казахстана в ВТО все эти проблемы могут свести на нет сельскохозяйственную отрасль, соответственно государственные меры должны отличаться системностью и оперативностью.

Список использованных источников

1. Назарбаев н. А. Послание президента республики Казахстан народу Казахстана «социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 г.

2. Аналитическая записка к оперативному отчету за 2013 год по проведению мониторинга стратегического плана Министерства сельского хозяйства РК на 2011-2015 годы / www.mgov.kz; Дарибаева А., Шуленбаева Ф., Жолмуханова А. Актуальные проблемы развития страхования в сельском хозяйстве Казахстана //Актуальні проблеми економіки. -№9 (135), 2012. – С.284-291.

3. Проблемы АПК Казахстана: а воз и ныне там // Информационно-аналитический центр.  http://www.ia-centr.ru. 25.08.2014.

4. Минсельхоз совершенствует механизм субсидирования сельхозтоваропроизводителей / Официальный интернет-ресурс Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.  http://mgov.kz. 23.09.2014.

5. Операция – кооперация /  http://expertonline.kz. 03.03.2014.

6. Транспортная логистика является основной проблемой экспортеров в Центральной Азии – USAID /  http://www.newskaz.ru. 11.02.2014.

7. Встреча с членами фракций политических партий в Государственной Думе/  http://www.kremlin.ru. 14.08.2014.

8. Занятая молодежь по РК (в возрасте 15-28 лет) по видас экономической деятельности за 2010-2013гг. Официальная статистика Министерства Национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике.  http://www.stat.gov.kz.

9. В Казахстане наблюдается дефицит специалистов /  http://24.kz. 26.09.2014.

10. Алияров Е.К. СМИ и политика: Учебное пособие: Курс лекций. – Алматы: «VedaPress», 2011. -212c.

11. Засурский И.И. Масс-медиа и политика в России девяностых // Русский журнал (www.russ.ru). 14.12.2000.

argin-bottom:.0001pt;mso-add-space: auto;text-align:justify;line-height:normal'>