14Декабрь2017

Казахстанский перечень экстремистских и террористических организаций буквально на днях увеличился до четырнадцати. Данный список в ближайшее время, по прогнозам экспертов, должны пополнить сайентологи, иеговисты, ахмадийцы, кришнаиты, последователи «Таблиги-Джамаат», «Белое братство», «Церковь сатаны».

Об опасностях и стереотипах религиозного экстремизма рассказывает Абдумуталиб Дауренбеков, заведующий отделом духовной пропаганды и просвещения Духовного управления мусульман Казахстана.

– Абдумуталиб Кайназарович, в представленном казахстан-ском «черном» списке террористов есть такие организации, о которых многие наши граждане даже не слышали. Более того, некоторые из них даже не присутствуют на территории нашего государства. Поэтому в обществе бытует мнение, что, используя лозунг борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, казахстанские власти ведут свою борьбу с инакомыслящими. Так ли это и каким образом, на ваш взгляд, формировался этот список?

– Во-первых, нужно всегда помнить, Казахстан является светской страной, где религия отделена от государства. По этой причине каким образом происходило формирование этого национального перечня террористических структур, и чем при этом руководствовались, я не могу сказать. Это прерогатива государственных контролирующих органов. Во-вторых, тот факт, что некоторые из них не ведут никакой деятельности на территории Казахстана, не означает, что они не угрожают безопасности нашей страны. Нужно уметь анализировать опыт других стран. Как видим, практически все эти организации, признанные террористическими и экстремистскими, представляют опасность, как на глобальном, так и региональном уровне. В целом, появление подобного списка – это итог взаимосвязанных инициатив и со стороны государства и со стороны общества.

– Получается, что официальные религиозные органы, к примеру, ДУМК или Русская православная церковь, к появлению списка не имеют никакого отношения…

– Нет, это далеко не так. Официальный муфтият проводит свою оценку деятельности той или иной организации, заявляющей о своей причастности к исламскому миру, но только с религиозной точки зрения. К примеру, наши предки в свое время приняли ислам, который мы исповедуем до сих пор – по мазхабу Имам Агзам Абу Ханифа, который был первым из четырех великих имамов Ахл ас-Сунна. Официальное духовенство в Казахстане проводит свои обряды по этому мазхабу и поддерживает такое суфийское течение как нахшбандийя.

Поэтому на основе тщательного анализа их так называемой религиозной деятельности ДУМК разрабатывает рекомендации, которые в дальнейшем при составлении списка учитываются государственными органами наряду с их собственной аналитикой. Что касается утверждения о борьбе с инакомыслящими, то об этом не может быть речи. Все эти организации уже в той или иной мере проявили себя с негативной стороны. К сожалению, многие радикальные идеи оказались искусно спрятаны под маской религии, потому что таким образом легче всего втянуть людей в свои ряды.

– На самом деле, если внимательно посмотреть этот список, то на первый взгляд кажется, что присутствующие в нем организации имеют отношение к исламу. Видимо, по этой причине в обществе бытует мнение, что казахстанские спецслужбы, подражая Западу, «наезжают» только на мусульман, тогда как другие деструктивные организации, к примеру, «Свидетели Иеговы» или «Белое братство» процветают…

– Ислам – это великая религия, которую добровольно исповедуют миллионы мирных людей. Она призывает к единению, милосердию и миру. Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы не смешивали эти два совершенно разных понятия: «исламская религия» и «терроризм, экстремизм». Корень терроризма надо искать не в исламе. Нет в исламе таких понятий как «исламский фундаментализм» или «исламский экстремизм»!.. Ведь, к примеру, никто не употребляет выражение «христианский террор», когда какую-нибудь деструктивную организацию, ассоциирующую себя с христианством, уличают в экстремизме. В худшем случае ее назовут сектой. Однако если подобный акт совершен движением, причисляющим себя к мусульманскому, но не являющимся таковым, тут же начинают говорить о некоем «исламском терроре». Подобные обвинения задевают достоинство каждого мусульманина.

Что касается процветания «псевдохристианских» организаций, то здесь нельзя не отметить такой факт, что Казахстан в их цепочке является всего лишь одним из звеньев. Основное поле для их деятельности – наш ближайший сосед – Россия. Большая часть его населения придерживается именно христианства. Тем не менее, Русская православная церковь в Казахстане испытывает не меньше проблем, чем ДУМК. Ведь внутри христианства еще больше противоречий, чем внутри ислама.

– В последнее время стали очень часто звучать нелестные отзывы в адрес фондов из исламских стран, действующих в Казахстане. В частности, такие обвинения, что эти организации через образование и благотворительность усиливают свою миссионерскую деятельность. В качестве примера приводят Южно-Казахстанскую гуманитарную академию, учредителем которой была террористическая организация «Общество социальных реформ». Значит ли, что здесь сказывается некомпетентность МОН РК? И как вы считаете, нужно ли усиливать контроль над зарубежными исламскими фондами?

– Я считаю, что подобное мнение недопустимо. Прежде чем вы-двигать такие обвинения, необходимо все тщательно изучить. Нельзя подводить под одну черту все зарубежные исламские фонды. Более того, необходимо учитывать, что Казахстан – молодое государство, которое не так давно обрело свою независимость. К тому же сказалась политика атеизма, которая была принята при Советском Союзе. Поэтому естественно, что были какие-то упущения со стороны государственных органов. Но сейчас ситуация, слава Богу, меняется в лучшую сторону. Поэтому считаю, что подобные обвинения сейчас не совсем уместны.

– В последнее время стали все чаще звучать мнения о необходимости внедрения изменений и дополнений в действующее законодательство. Насколько известно, ДУМК в 2000 году уже пытался внести поправки в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Что-нибудь изменилось за это время?

– Пока еще нет, но надеемся, что поправки все-таки будут приняты в ближайшее время. Необходимо пересмотреть взаимоотношения религии и государства и узаконить привилегированный статус ряда избранных конфессий – Ислама и Русской православной церкви. Периодически нас обвиняют в попытке монополизации, но об этом не может быть речи. Все наши усилия направлены только на сохранение дальнейшей стабилизации в стране.

Кто есть кто в национальном перечне экстремистских организаций.

– «Асбат-аль-Ансар» создана в 1985 г. шейхом Хишамом Шрейди со штаб-квартирой в палестинском лагере «Айн аль-Хильва» район г. Сайда, Ливан. Группировка находится на нелегальном положении. Основной формой ее деятельности является «торговля терроризмом» – проведение акций по заказу и предоставление специально подготовленных боевиков другим экстремистским организациям.

Общество «Братья-мусульмане» основано в 1928 г. Довольно долгое время «братство» не имело какого-либо ярко обозначенного идеологического учения, руководствуясь в основном положениями Корана о «священной войне». И лишь на рубеже 1980-1990 гг. практически все организации, входящие в общество, приняли в качестве единой идеологии ваххабизм, что в немалой степени способствовало их объединению. Основная деятельность: вербовка и подготовка боевиков, участие в вооруженных конфликтах в ряде регионов мира, оказание идеологической, военной и финансовой поддержки сепаратистским элементам.

«Общество социальных реформ» – организация со штаб-квартирой в Эль-Кувейте (Кувейт). Имеет статус неправительственной благотворительной организации, под прикрытием благотворительных программ продвигает в жизнь главную цель общества «Братья-мусульмане» – свержение светских правительств в исламских государствах.

Ультраконсервативное радикальное движение «Талибан» было образовано в 1994 году группой студентов пакистанских колледжей, его членами в основном явлются пуштуны из Кандагара в южном Афганистане. Талибы осуществляют фанатичную политику ликвидации в стране всего «немусульманского», в том числе и в сфере культуры. Пример – разрушение в 2001 г. статуй Будды в долине Бамиан, причисленных ЮНЕСКО к культурному достоянию всего человечества.

«Боз Гурд» – это военизированная организация радикальных пантюркистов, возникшая в Турции в 1948 г. В 1968 г. объединилась с двумя другими, полувоенными, диверсионно-террористическими организациями «Великое идеалистическое общество» и «Федерация турецких демократических идеалистических объединений». Образованный альянс был трансформирован в Партию националистического движения, программные положения которой базировались на принципах крайнего национализма.

«Аль-Каида» («База») основана в 1988 г. в Афганистане Усамой бен Ладеном. Цель – «установить мусульманское государство» по всему миру. В настоящее время «Аль-Каида» превратилась в разветвленную международную структуру: фактически ни одна «горячая точка» мира не обходится без ее финансового или иного участия.

«Жамаат моджахедов Центральной Азии» является одним из структурных звеньев международной террористической организации «Аль-Каиды». Оказывает финансовую помощь незаконным вооруженным формированиям, участвует в подготовке боевиков и переправке их в «горячие точки мира».

«Лашкар-и-Тайба» – пакистанская военизированная экстремистская группировка ваххабитского толка, основана в 1990 г. в афганской провинции Кунар. Главной целью организации является расширение масштабов своего влияния на государства Центральной Азии, мусульманские регионы других государств.

«Исламская партия Восточного Туркестана» – военизированная религиозно-политическая организация уйгурского населения СУАР КНР, созданная в начале 90-х годов прошлого века. Цель – создание независимого исламского государства Восточный Туркестан. Основная деятельность организации направлена на подрывную и пропагандистскую работу.

«Исламское движение Узбекистана» (1995 г.) – деятельность организации направляется и спонсируется зарубежными клерикальными центрами, нацеленными на создание в Узбекистане и других странах СНГ экстремистских религиозных организаций. Ближайшими целями являются: дестабилизация внутриполитической ситуации в Узбекистане путем проведения диверсий, террористических актов, планирования и проведения военных акций, провокаций на границах, захват заложников. Участвуют в контрабанде оружия и наркотиков.

«Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» создана в начале 1950-х годов в Палестине. Если еще несколько лет назад о ней говорили как о структуре, идеология которой не предусматривает открытых действий по организации вооруженного джихада, то теперь имена эмиссаров напрямую увязываются с совершением террористических актов. «Хизб-ут-Тахрир» провозглашает себя политической партией, цель которой – создание единого теократического государства – халифата. Стремление ее членов – достижение «полного освобождения от господства неверных, которые властвуют сегодня во всем мире».

«Аум Сенрике» (ныне «Алеф») – религиозная секта создана в 1984 году в Японии. В основе ее идеологической базы заложен крайне реакционный культ, пропагандирующий антисоциальные идеи вплоть до нанесения вреда психическому, физическому здоровью людей и совершению убийств.

«Организация освобождения Восточного Туркестана» учреждена в Турции в 1996 году. Преследует цель образования самостоятельного государства посредством вооруженной борьбы и террористических актов на территориях СУАР КНР и стран Центральноазиатского региона. Ее члены ведут пропаганду сепаратистских идей, закупку и контрабанду оружия и взрывчатых веществ, вербовку новых членов и их обучение в лагерях международных террористических организаций, осуществляют жестокие по циничности террористические акты и убийства граждан.

«Курдский народный конгресс» («Курдская рабочая партия») создан в 1978 г., является военно-политической организацией с боевыми структурами: Курдистанский национальный фронт освобождения (ENRK), Столичная группа мести, Народная освободительная армия Курдистана (ARGK). Лозунгом партии было провозглашено создание «единого, независимого, демократического Курдистана».

11.12.2006


Автор: Жибек Амербекова 

Источник: газета «Мегаполис», № 49 (313)  



sarap.kz

Барлық құқықтар қорғалған. Толық немесе жартылай материалдарды пайдаланған жағдайда www.sarap.kzсайтына және мақаланың авторына сілтеме жасау міндетті.

Другие материалы в этой категории: Церковь, сводящая с ума? »