19Август2017

04 Июнь 2013 Автор 

Современная религиозная ситуация в Казахстане: факторы риска и потенциал религиозной конфликтности. Часть 1.

Распад СССР и коммунистической идеологии и формирование новых общественно-политических и социально-культурных реалий обусловили рост национального самосознания и смену духовных ориентиров в постсоветском обществе, что наглядно видно на примере массового обращения населения стран СНГ к религиозным ценностям и традициям.

Данный процесс не стал исключением и для Казахстана, где возросшее религиозное самосознание населения сегодня стало уже довольно обыденным и привычным явлением. Причем, для определенной части казахстанского общества религия стала не только фактором этнической принадлежности, но и естественной нормативно-ценностной составляющей, регулирующей социальное поведение.

Современную религиозную ситуацию, складывающуюся в Казахстане можно охарактеризовать как достаточно сложную и неоднозначную, поскольку возросшее религиозное самосознание населения, активная деятельность зарубежных религиозных миссионеров и либеральный характер национального законодательства в сфере регулирования религиозной сферы жизни общества привели как к позитивным, так и негативным последствиям. Следовательно, исследование всех возможных вариантов развития негативного сценария в развитии религиозной ситуации в Казахстане необходимо рассматривать в тесной причинно-следственной взаимосвязи с состоянием и тенденцией развития текущей религиозной ситуации, что позволяет раскрыть саму природу возникновения религиозной конфликтности в  казахстанском обществе.

В этой связи, данная статья посвящена выявлению потенциала религиозной конфликтности и исследованию факторов риска в развитии религиозной ситуации в Казахстане.

Тенденции развития религиозной ситуации в

Казахстане на современном этапе

Поскольку преобладающее население Казахстана, более 90%, традиционно исповедует ислам ханифитского мазхаба (далее – ислам) и православие (из них около 70% - мусульмане, около 30% - православные), рассмотрение взаимоотношения между этими двумя крупными религиями – главный ключь к пониманию происходящих процессов.

Прежде всего, необходимо отметить, что в результате многовекового сосуществования ислама и православия в Казахстане сложился определенный религиозный баланс интересов и религиозное равновесие, в рамках которого каждая из двух вышеуказанных религий сформировала свою нишу, наладив межконфессиональный диалог и каналы социального взаимодействия. Этим балансом интересов многие годы было обусловлено стабильность и толерантность всей религиозной сферы жизни казахстанского общества.

Разумеется, появлению данного феномена способствовал целый ряд факторов исторического, культурного и социально-политического характера. Это и этно-историческая, культурно-ментальная общность тюрко-славянских народов в обширной лесостепной зоне Евразии, с тесными и довольно активными межкультурными контактами на протяжении достаточно длительного по историческим меркам времени. Это и общность догмы мусульман и православных в отношении определения места и роли религии в жизни государства, когда главный, конфликтный вопрос о соотношении светской модели правления к религиозной, как правило, не входил в повестку дня и, тем более не становился причиной противостояния между традиционным духовенством и существующей властью. Причем, в последнем случае, если говорить более детально, ислам, в учении ханифитской школы права и православие – как в плане религиозных канонов, так и с учетом существующих общественно-политических реалий, являют собой пример наиболее уживчивого религиозного восприятия, особенностью которых является их умеренная консервативность и способностью находить компромисс с государством, что способствуют формированию среди их последователей положительного восприятия существующей модели светского правления. Поэтому в отличие от различных пришлых и, как правило, фундаменталистско настроенных исламских, христианских, а также несколько экзотических восточных религиозных течений, они, как правило, не представляют из себя какую либо угрозу, ни в отношениях с друг другом, ни в отношении к другим религиям, ни в отношениях общества и государства.

Пожалуй, этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что начавшийся после обретения Республикой Казахстан независимости процесс возрождения религиозного сознания и религиозной самоидентификации населения, в начале 1990-х годов, развивался без острого соперничества и конфронтации. Более того, возросший интерес населения к религии стало восприниматься как часть общего, более комплексного процесса его этнокультурной самоидентификации, выраженный в возврате к религиозным истокам этничности, возрождении этнической самобытности, культуры и традиций.

Однако, в настоящее время в Казахстане складываются благоприятные условия, способствующие изменению устоявшейся религиозной ситуации в республике. В частности, наблюдается возникновение очагов радикальных религиозных сообществ, наметилось развитие нетрадиционных религиозных верований, мощный импульс к развитию получила деятельность иностранных миссионерских движений и организаций, представляющих различные конфессии и их деноминации.

В настоящее время данный процесс прошел стадию активного оформления, но в целом, сохраняет свой инерционный потенциал.

Динамики развития религиозной ситуации и религиозной структуры населения

В динамике развития религиозной ситуации и религиозной структуры населения за последнее время наметились признаки масштабных структурных изменений, обусловленных следующими обстоятельствами.

Во-первых, на изменение религиозной ситуации и религиозной структуры населения огромное влияние оказывает внешний фактор, т.е. совокупность методов и видов внешнего вмешательства в процесс развития религиозной ситуации и формирования религиозной структуры населения.

Во-вторых, изменение религиозной ситуации и религиозной структуры населения стало следствием потери контроля над процессом развития религиозной ситуации и отсутствия должного внимания вопросам регулирования религиозной сферы жизни общества со стороны соответствующих государственных органов.

В итоге, все это привело к тому, что по сравнению с 1991 годом в Казахстане в 3 раза увеличилось число религиозных объединений, почти вдвое выросло количество конфессий и в течение одного десятилетия существенно изменилась практически вся структура конфессионального пространства страны.

По официальным данным в настоящее время в Казахстане проживают приверженцы более 46 конфессий и представлен практически весь спектр религиозных течений, насчитывается более 3259 религиозных объединений [1].

В тоже время надо отметить, что, несмотря на угрожающую прогрессию в изменении религиозной ситуации и религиозной структуры населения, в целом, положение дел остается относительно стабильным. Дело в том, что, в настоящий момент сдерживающими факторами, препятствующими развертыванию негативного сценария развития в религиозной сфере являются сохранение «статус-кво» в межконфессиональных отношениях и сохранение доминирующего положения традиционных для казахстанцев конфессий – ислама и православия, что способствует упрочению религиозной сплоченности населения и все еще способно оказывать положительное воздействие на сохранение религиозного баланса и равновесия в республике.

Однако, в случае дальнейшего игнорирования существующего положения дел со стороны государства, динамика изменения религиозной ситуации и религиозной структуры населения будет иметь тенденцию к усилению.

В целом, текущая религиозная ситуация и религиозная структура населения выглядит следующим образом.  Наиболее многочисленными конфессиями по республике, как было указано выше, являются ислам суннитского толка (ханифитский мазхаб) и христианство (православие). При соотношении 70% на 30%, их исповедуют более 90% населения верующих республики. Руководство в этих двух конфессиях осуществляется крупнейшими религиозными центрами – Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК) и тремя епархиальными управлениями Русской православной церкви (РПЦ).

В настоящее время в Казахстане представлены 1766 мусульманских религиозных объединений, функционируют 1643 мусульманских мечетей [2]. При этом ожидается, что их количество в будущем вырастит вдвое. Однако следует отметить, что ДУМК учитывает только те мечети, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции РК. Многие другие мечети, в особенности в сельской местности, вообще не стремятся пройти регистрацию в ДУМК. Об их существовании знает лишь местное население. В основном, это этноориентированные местечковые мечети, функционирующие в местах компактного расселения ряда этнических групп. Например, уйгурские и дунганские мечети в ряде районов Алматинской области, узбекские мечети Сайрамского районав Южно-Казахстанской области. По некоторым данным, число незарегистрированных мечетей также вдвое превышает количество зарегистрированных.

Кроме того, активную деятельность в Казахстане развернул ряд религиозных организаций и общин, рассматриваемых ДУМК как псевдо-мусульманские, поскольку все они противоречат ханифитскому мазхабу, официально исповедуемому в республике. К числу таких общин ДУМК причисляет последователей общин ахмадия, бахаи, учения Исматуллы, махдиа, салафия (ваххабизм), такфир, суфийское течение Курбан-али и шия [3].

Русская православная церковь (РПЦ) в Казахстане является вторым по численности последователей конфессией. Количество православных учреждений  по официальным данным составляет 221 приходов и 8 монастырей. Организационно они разделены в 1991 году решением Священного Синода РПЦ по трем епархиальным управлениям: Алматинское и Семипалатинское, Шымкентское, Уральское. В 1999 г. Алматинская и Семипалатинская епархия преобразована в Астанайскую и Алматинскую епархию, которая дополнительно включила православные структуры Астаны. Желание верующих и государственных органов объединить православные церкви в единое Казахстанское управление длительное время не получало поддержки Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, совершившего в 1995 г. свой визит в республику. Только в мае 2003 г. Синодом РПЦ было принято решение о создании на территории республики Митрополичьего округа, главой которого был назначен митрополит Мефодий [4].

В настоящее время РПЦ занимает достаточно влиятельные позиции, укрепляя и расширяя свое влияние по всей республике.

Существенно укрепились позиции в Казахстане Римско-католической церкви. В частности, католики имеют на территории республики более 70 различных церковных учреждений, в том числе Греко-католический приход, которыми руководят четыре Апостольских Администратуры. В целом по республике действуют более 90 католических общин и 160 католических групп посещения, имеется около пятнадцати монашеских конгрегаций, в том числе члены запрещенного в некоторых странах фундаменталистского католического ордена Опус Деи. Общее число последователей католицизма составляет 1% верующего населения республики [5].

Активная миссионерская деятельность западных проповедников привела к появлению в республике новых протестантских церквей и соответственно, значительному расширению и укреплению позиции протестантских религиозных объединений и общин, количество которых уже насчитывают около 1000. В целом по республике функционируют более 500 протестантских церквей [6].

Наиболее крупные из них, на которые приходится более 70% верующих, расположены в больших городах страны – Алматы, Караганде, Шымкенте и др. Там же сосредоточены их главные республиканские и региональные управления, координационные центры, межконфессиональные миссии и т.д. Так, например, евангельские христиане-баптисты на сегодняшний день, по данным их центра, объединены в 269 общины и 124 группы [7]. По некоторым сведениям, сегодня в каждом городе республики есть как минимум одна баптистская и адвентистская церковь, широко представлены общины пятидесятников и общины евангельских христиан «духа апостолов» [8].

Аналогичным образом идет усиление в республике лютеранского объединения Синод Миссури. Оно оказывает большую духовную и материальную помощь лютеранским общинам республики, активно распространяет церковную литературу на немецком, английском и русском языках. Новоапостольская церковь действует в республике с 1991 г. благодаря активной миссионерской деятельности немецких проповедников. В настоящее время функционирует около 40 общин примерной численностью 2500 человек [9].

Есть в Казахстане и небольшие общины методистов, чье возникновение вызвано деятельностью зарубежных, главным образом корейских, проповедников. Численность последователей этого направления составило около 300 человек различных национальностей.

Усилились в республике и позиция иудаизма, ведущим течением которого является хасидизм «Хабада». Сегодня иудейские общины действуют во всех областных центрах, в то время как до 1998 года было лишь четыре общины – 2 в г. Алматы и по одной в Шымкенте и Кызылорде. В настоящее время их количество достигло 24. Всего по республике функционируют 10 синагог. В декабре 1999 г. был образован Еврейский конгресс Казахстана, который стремится содействовать сохранению и популяризации национальных обычаев и традиций, культурного и религиозного наследия евреев республики. Им разработана программа строительства синагог в Казахстане – в Астане, Павлодаре, Актюбинске, Кустанае Петропавловске, Усть-Каменогорске. Программа уже начала выполняться [10].

   К нетрадиционным протестантским конфессиям относятся так называемые харизматические. К ним в нашей республике относятся следующие религиозные объединения: «Грейс», «Живая лоза», «Агапе», «Новое небо», «Благая весть», «Новая жизнь» и др. Наиболее значительным, по числу верующих и общин, является религиозное объединение «Новая жизнь», возникшее в Казахстане в последние годы, многонациональное по составу. Им организован Библейский колледж «Новая жизнь». В настоящее время в республике действует около 40 общин, охватывающих примерно 3500 верующих. При Карагандинской церкви «Грейс» действуют более 50 филиалов, в том числе в Астане, Петропавловске, Абае, Сарани и других городах. В целом по республике число верующих приближается к 7 тысячам. Самые крупные общины расположены в Алматы и Караганде. В целях лучшего управления общиной и оказания на нее большего влияния Карагандинская церковь Грейс разделена на «ячейки». Каждая «ячейка» включает в себя 6-10 семей верующих, во главе «ячейки» стоит лидер. «Ячейка» регулярно собирается на квартирах верующих, где проводятся богослужения, разбор библейских текстов, неформальные беседы на различные темы [11].

Широкое распространение среди этнических корейцев республики получили движение пятидесятников, в особенности церковь «Сун Бок Им», а также направление, получившее название «Христиане евангельской веры», создавшее общины почти во всех областях республики. Активную деятельность в северных областях республики развернула также «Церковь Бога» (в Костанайском, Карагандинском и Кокшетауском областях). Пресвитерианские церкви включают более двадцати организаций. Наиболее известные среди них – «Аксай», «Центр», «Алматинская региональная пресвитерианская церковь» [12], а также «Грейс-Благодать», «Гольбори», «Онсезан», «Коре», «Мир», «Надежда», «Сион», «Первая пресвитерианская церковь» и «Ассамблея пресвитерианских церквей». Движение особенно распространено среди корейского меньшинства, которые зачастую составляет от 80 до 90 процентов пресвитерианской паствы. Самым крупным является объединение «Грейс-Благодать», объединяющее 10 тысяч членов. Было создано несколько пресвитерианских семинарий, например, Духовная пресвитерианская академия в Алматы и Казахстанская евангельская христианская семинария. Методистская церковь организовала приходы, которые объединяют значительное число приверженцев. Новоапостольская церковь, независимая от пресвитериан и методистов, значительно укрепилась и сумела собрать около пятидесяти общин и порядка 3 тысяч последователей[13].

В целом, харизматические движения выступают под различными названиями: «Агапе», «Новая жизнь», «Новое небо», «Илия», «Благая весть», Харизматическая церковь Иисуса Христа и так далее. Самое мощное движение – церковь «Новая жизнь», которая демонстрирует реальный миссионерский динамизм, сформировав общины, которые состоят исключительно из казахов и уйгур, и даже имеет общество, занимающееся евангелизацией евреев. В Казахстане в настоящее время существует более сорока общин, в которых состоят около пяти тысяч человек. Также имеются немногочисленные общины мормонов, обосновавшиеся в столице Казахстана, Астане [14].

Среди организаций, добившихся наибольшего роста в Казахстане – «Свидетели Иеговы». Движение имеет прихожан почти в каждом городе Казахстана, зарегистрировано более сотни общин. В особенности позиции секты «Свидетели Иеговы» сильны на юге Казахстана. Так, например, их приходы активно действуют в Шымкенте, Туркестане, Кентау, Ленгере, Сары-Агаше, Жетысае и других густонаселенных населенных пунктах, населенных преимущественно этническими казахами и узбеками [15].

Регион Южного Казахстана, похоже, также становится центром таких нетрадиционных культов, как – Богороднический центр, Белое братство, Саи Баба аватара, Ивановство, тантрический культ, Церкви Всеобщей и торжествующей, Христадельфиан, Мормонов, Церкви последнего Завета, Саентологии, Шри Чинмоя и др.[16]

Факторы риска в развитии религиозной ситуации в Казахстане

В Конституции РК закреплен светский характер государства, определяющий и гарантирующий права граждан на свободу слова, мысли  и выражения, в котором также отсутствует положение о патронаже или особом отношении к какой бы то ни было религии, продекларировано равное и толерантное отношение ко всем конфессиям. Соответственно, основные принципы регулирования государственной политики РК в сфере межконфессиональных отношений в целом носят довольно либеральный характер. В них четко прописаны положения о свободе вероисповедания, равенстве, веротерпимости и плюрализме. Законодательно-правовая база межконфессиональных отношений регулируется Законом РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 1992 года, который, по оценкам специалистов, в полной мере соответствует международным стандартам. Для более полного законодательного обеспечения этой сферы, урегулирования явлений, не предусмотренных законом 1992 года, был принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам свободы вероисповедания». Были и отдельные перекосы в сфере образования – отменены курсы религиоведения, упразднен Комитет по делам религии.

В тоже время, открытие границ и либеральное религиозное законодательство Казахстана способствуют активизации и расширению поле деятельности различных религиозных объединений и культов, что способствует массовому наплыву в республику иностранных религиозных миссионеров и эмиссаров многочисленных религиозных и псевдо-религиозных общин и организаций. Часть их работает нелегально, в рамках тайной общины, но многие из них вполне легально занимаются пропагандой своей веры, способствуя скорейшему обращению населения республики в нетрадиционные для него вероисповедания, далекие и чуждые традиционной культуре, менталитету казахстанцев.

Для достижения своих целей зарубежные миссионеры оказывают материальное поощрение новообращенным, находят им работу, способствуют трудоустройству их родных и близких, что находит широкий отклик среди людей с низким образовательно-культурным уровнем и невысоким материальным положением. Механизм расширения социальной базы иностранные миссионеры отладили достаточно эффективно, о чем говорит возросший контингент новообращенного населения республики. При этом основной упор делается на подготовке местных кадров. Так, например, большинство пришлых религиозных общин, таких как «Благодать», «Агапе», «Новая жизнь», «Бахаи», «Свидетели Иеговы» и ряд других возглавляют не иностранные пасторы, приехавшие в Казахстан или руководящие из-за рубежа, а этнические казахи.

Таким образом, на лицо факт религиозного прозелитизма, т.е. процесса активного обращения населения в иные вероисповедания, осуществляемого в Казахстане за счет огромных финансовых вливаний извне. При этом особую опасность представляет то обстоятельство, что, ряд зарубежных миссионеров исповедует нетрадиционные анти-системные учения, запрещенные во многих западных странах. 

Продолжение следует.

15.09.2008

Асанбаев Мухит, Вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры, кандидат политических наук



[1] Муханбетжанова Г. Религия в казахстанском обществе // Казинформ, 26 мая 2005 года.

[2] Амербекова Ж. Борьба за умы // Мегаполис, 9 января 2006 года.

[3] Амербекова Ж. Указанное.

[4] Яков Трофимов. Геополитические аспекты динамики изменения религиозной ситуации в Республике Казахстан. 22 сентября 2003 года. Справочно-информационный портал «Религия и СМИ». Адрес в Интернете http://www.religare.ru/article6503.

[5] Яков Трофимов. Указанное.

[6] Мухашов А. Религиозная палитра современного Казахстана (обзор конфессий) //Казахстанская правда, 1 июля 2003 года.

[7] Трофимов Я. Указанное.

[8] SebastienPeyrouseChristian Proselytism in Kazakhstan //Central Asia-Caucasus Analyst, 25 January 2005.– P. 8.

[9] Трофимов Я. Указанное.

[10] Трофимов Я. Указанное.

[11] Трофимов Я. Указанное.

[12] Я. Трофимов. Указанное.

[13] SebastienPeyrouse. Указанное.

[14] SebastienPeyrouse. Указанное.

[15] Аубакиров А. Миссия выполнима? //Мегаполис, 9 января 2006 года.

[16] Трофимов Я. Указанное.



sarap.kz

Барлық құқықтар қорғалған. Толық немесе жартылай материалдарды пайдаланған жағдайда www.sarap.kzсайтына және мақаланың авторына сілтеме жасау міндетті.