20Январь2019

07 Июнь 2013 Автор 

Таттимбет Калжеков: Сравнительный анализ: процедура назначения духовных верховенств в Казахстане и Ватикане или что есть Конклав и Курултай?

Как мы все уже знаем, 19 февраля сего года на 7-ом курултае Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), созванном по инициативе ныне Экс-Верховного муфтия шейха Абсаттара хаджи Дербисали, подавшего прошение об отставке с должности по собственному желанию, путем всеобщего голосования, был назначен новый Верховный муфтий нашей Республики – Ержан Маямеров.

 

     Маямеров Ержан Малгажаевич родился 16 декабря 1972 года. В 1990 году окончил среднюю школу имени Гани Муратбаева в селе Маканши, Восточно-Казахстанской область. В 1991-1993 годах отслужил в Вооруженных силах РК. В 1993 году поступил вИсламский университет "Аль-Азхар" который является одним из старейших в мире и наиболее престижной мусульманской духовной академией-университетом, на факультет Шариата и права, закончил в 2006 году. С 2006 по 2008 г.г. проходил практику в отделе по принятию фетв муфтията Египта.

     10 октября 2011 года по рекомендации действующего на тот момент Верховного муфтия Казахстана шейха Абсаттара хаджи Дербисали был назначен представителем ДУМК по Семейскому региону. Являясь активным сторонником традиционного для казахов ислама, способствовал освещению духовной жизни Восточно-Казахстанской области. В совершенстве владеет несколькими языками. Имеет многочисленные публикации в СМИ на различную тематику, до своего избрания на пост активно участвовал во всевозможных мероприятиях, занимался организацией и проведением семинаров для имамов, участвовал во встречах по обсуждению проблем экстремизма, выезжал в населенные пункты ВКО для проведения разъяснительных бесед, уделяя особое внимание социальным проблемам верующих и вопросам воспитания молодежи, возглавлял мечеть Даланбай ата в поселке Мирный, г.Семей. Женат, имеет 3 детей (www.bnews.kz). 


     На курултае приняло участие более 170 человек - это областные имамы, сотрудники ДУМК и Агентства по делам религий, а также представители научной интеллигенции Казахстана. 
Решение в пользу представленной кандидатуры на пост Верховного муфтия было принято единогласно,никаких кабинок для голосования и избирательных бюллетеней. Поднятие над головой картонного мандата – значило согласие с кандидатурой.

     Неделей ранее, 11 февраля в Ватикане произошла аналогичная ситуация, Глава Римско-католической церкви Бенедикт XVI неожиданно для всех объявил, что28 февраля сложит с себя полномочия понтифика, объясняя свое решение состоянием здоровья, которое не позволяет ему больше исполнять обязанности папы римского.

     Избрание Папы Римского входит в полномочия конклава лат., - запертая комната, собрание кардиналов, созываемое после смерти или ухода в отставку папы римского для избрания нового папы, а также это специальное помещение (Сикстинская капелла Ватикана) в котором в условиях строжайшей секретности проводятся выборы, практически не имеющей аналогов в современном мире. Любому, кто нарушит секретность и обнародует сведения о ходе голосования, грозит отлучение от церкви. Кардиналы-выборщики в эти дни не могут общаться ни с кем из посторонних людей. Им нельзя звонить по телефону и вести переписку, а также читать газеты, слушать радио и смотреть телевизор. Весь обслуживающий персонал также дает клятву молчания. По правилам, которые действуют с 1975 года, конклав не может состоять более чем из 120 кардиналов. В нем не могу участвовать кардиналы, которым более 80 лет. Конклав созывается не раньше 15 дня и не позже 20 дня после смерти или отречения Папы. Понтификом может быть избран любой неженатый мужчина-католик, однако уже много сотен лет понтификами становились только кардиналы. (Последним Папой Римским, который не был кардиналом до избрания, был Урбан VI, избранный в 1378 году).

   

     Современные правила избрания Папы Римского предписываются апостолической конституцией «Вся паства господа», изданной Ионном Павлом II 22 февраля 1996 года, согласно которой Папа избирается пожизненно. Кардиналов буквально запирают в Ватикане до тех пор, пока они не примут решения. Выборы могут длиться несколько дней, производятся закрытым голосованием, кардиналы заполняют избирательные бюллетени, которые опускают в урну. Подсчет осуществляют трое избранных по жребию кардиналов, результат контролируется тройкой других избранных тоже по жребию кардиналов. В первый день конклава проводится одно голосование, если понтифик не выбран, то в следующие дни проводится по четыре голосования – два утром и два вечером. Через каждые семь туров голосования процедура приостанавливается на один день. Для того чтобы стать папой, кандидату необходимо набрать две трети голосов кардиналов плюс 1 голос. Если в течение 3-х дней кардиналы не изберут папу, то количество блюд сокращается им до одного на последующие 5 дней. Если после этого срока папа всё ещё не будет избран, то кардиналы остаются на хлебе и воде до избрания святого отца. В задачу конклава входит лишь избрание папы, никаких других вопросов он решать не полномочен. После успешного голосования бюллетени сжигаются вместе с сухой белой соломой, хранящейся в специальных бутылях, и тогда из трубы валит белый дым, сигнализирующий об избрании нового главы римско-католической церкви, если голосование было неудачным и кардиналы не выбрали нового папу, то к горящим бюллетеням подкладывают сырую солому и паклю, и тогда из трубы валит чёрный дым.

     После объявления результатов кардинал-декан задает тому, кто был избран понтификом, вопрос: «Принимаешь ли канонический выбор тебя Верховным Первосвященником?» Если избранный Папой принимает полномочия и не отказывается, он должен назвать свое новое имя. По традиции, Папа может выбрать себе любое имя, но, как правило, в последние века прибегают только к уже использовавшимся папами именам, символизируя определённый курс одного из своих предшественников в знак памяти о нем.

     Затем совершается церемония облачения нового понтифика в папские одежды и акт поклонения - адорация, когда кардиналы по очереди подходят к новому папе, прикладываются к его стопе, перстню с изображением рыбы (символа первых христиан) и к устам. Потом все кардиналы вместе с папой выходят на балкон собора святого Петра, с которого камерленго объявляет: „Nuntio vobis gaudium magnum - habemus Papam!“ (то есть „сообщаю вам великую радость - у нас есть папа!“), называет его имя и представляет народу. А папа совершает благословение „Urbi et Orbi“ - „города и мира“. Затем папа надевает митру и принимает поздравления в Сикстинской капелле, после чего торжественная процессия направляется в собор святого Петра, причём папу несут на седалище под большим балдахином. С главного алтаря собора он принимает ещё один акт поклонения в присутствии иностранных послов. Через несколько дней после этого устраивается торжественное посвящение (Consecratio) и официальная коронация нового папы. С этого времени он начинает отсчёт своего пребывания во главе римско-католической церкви. 

Слухи о принадлежности  Маямерова к каким-то течениям? Что за этим стоит?

     Заместитель директора Научно-исследовательского и аналитического центра Агентства по делам религии РК Тимур Козырев: - Быть муфтием - огромная ответственность, а в условиях современного Казахстана с его непростой религиозной ситуацией - тем более. Муфтият сегодня крепко встает на ноги, и уже способен говорить со своими оппонентами с наступательных позиций. Но когда тянешь ведро из колодца на тонкой веревочке, надо тянуть постепенно, потому что если резко рвануть,  веревка оборвется, ведро упадет. От этого проиграют все. Работы очень много, и все ее направления связаны между собой. Главная проблема, как всегда - кадры. Проблема серьезная и решаемая только постепенно, в долгосрочной перспективе. Именно в этом направлении необходима упорная работа по дальнейшему повышению квалификации имамов. Что касаемо слухов, это лишь попытка спекуляции на обеспокоенности какой-то части мусульманской общественности по поводу сохранения хрупкого мира внутри уммы на фоне происходящих перемен. Именно поэтому сейчас нужно поддержать нового главу мусульман Казахстана во всех начинаниях, направленных на благо уммы и общества в целом.

Калжеков Т.Б.,

 

эксперт  Казахстанского центра

 

гуманитарно-политической конъюнктуры

 



sarap.kz

Барлық құқықтар қорғалған. Толық немесе жартылай материалдарды пайдаланған жағдайда www.sarap.kzсайтына және мақаланың авторына сілтеме жасау міндетті.