19Август2017

 

Проблема внутриполитического конфликта - одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Большинство вооруженных конфликтов на сегодняшний день носят не межгосударственный, а внутригосударственный характер, который становится фактором нестабильности и создает угрозу национальной безопасности. На территории СНГ после обретения независимости в странах вспыхнули внутригосударственные конфликты и все еще непредсказуем сценарии их развития. Безусловно, данные конфликты являются производной составной частью дезинтеграции бывшего СССР. Однако специфика каждого из конфликтов определяется своеобразным сочетанием и присутствием различных составляющих. Известно, что внутриполитические конфликты являются самой деструктивной формой конфликтов. Они разрушают государство изнутри, ослабляя и рассеивая хаос по всей стране, и, впоследствии, такие государства являются очагом опасности и угрозы для всего региона.

Гражданские войны и элементы этнического конфликта произошли в Таджикистане, Кыргызстане, Молдове, Грузии, и на других территориях бывшего СССР.  Для прекращения вспышки рецидивов данных конфликтов и достижения резолюции конфликта, необходимо тщательно разобраться в причинах конфликта, его главных и косвенных участниках, а также раскрыть несовместимость противоборствующих сторон. В данной статье будет проанализирован внутриполитический конфликт на примере конфликта в Грузии для глубокого переосмысления и дальнейшего разрешения данного конфликта, ведь известно, что политическое урегулирование грузино-югоосетинского конфликта по-прежнему не достигнуто.

Руководствуясь схемой анализа политического конфликта согласно обучению в университете Уппсала, анализ конфликта выполняется по следующей схеме: предыстория конфликта, нынешнее положение, главные и второстепенные участники конфликта, несовместимость сторон, динамика конфликта [1].

Грузия vs Южная Осетия

В грузино-югоосетинском конфликте, отделившаяся Южная Осетия стремится к признанию другими странами и международными организациями ее как независимого государства. Однако, с точки зрения западных источников, данный конфликт рассматривается как борьба против центральной власти Грузии и вмешательство Российской Федерации во внутренние дела Грузии. Итак, взглянем на предысторию конфликта Грузии с Южной Осетией.

Предыстория и динамика конфликта. Грузия – бывшее советское государство с населением около 4,3 миллионов людей, где одна четвертая часть населения проживает в Тбилиси [2]. Согласно западным источникам, Южная Осетия - государство еще не признанное международным сообществом, и по некоторым данным, она контролируется и представляет интересы Российской власти на территории Кавказского региона.

По географическим особенностям, Южная Осетия находится «внутри» территории Грузии, но де-факто не контролируется грузинским правительством. Территория Южной Осетии окружена со всех сторон Грузией, а на севере граничит с Российской Федерацией (точнее с Северной Осетией) через автодорожный тоннель на Рокском перевале. В 2008 году Южная Осетия была признана как независимая Республика Южная Осетия только несколькими государствами: Россией, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату и Тувала [3] Однако Парламентской Ассамблей ООН и Европейской комиссией Южная Осетия оценивается как «оккупированные Россией части Грузии» [4].

Истоки грузино-югоосетинского конфликта лежат в событиях 1980-х годов, когда активизация грузинского национального движения за независимость и радикальные действия его руководителей (Звиада Гамсахурдиа, первого президента Грузии) привели к резкому обострению отношений между грузинами и этническими меньшинствами (абхазами и осетинами, имевших собственные автономные образования и уже тогда выдвигавшие требования повышения их статуса и далее, образования независимости). Когда Грузия вышла из состава СССР 9 апреля 1991 года, Южная Осетия осталась в ее составе. Весь 1991 год,  весной 1992 года – велись активные военные действия на территории Южной Осетии. В июне 1992 года под давлением России Грузия начала переговоры с Южной Осетией, которые завершились подписанием «Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта».

Периоды вооруженных конфликтов. В 2004 и 2008 годах конфликт возобновился с новой силой, сопровождавшийся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома: грузинское население Южной Осетии была вынуждена бежать во внутренние районы Грузии, юго-осетинское население бежало на территорию Северной Осетии и другие части Российской Федерации [5]. Миротворческие силы не смогли противостоять кровопролитным конфликтам. На территории Южной Осетии находились объединенные Смешанные Силы по Поддержанию мира (ССПМ) с целью резолюции грузино-югоосетинского конфликта. Она была введена во время первого грузино-югоосетинского конфликта в 1992 году, комиссия, которой состояло из четырех равноправных  представителей: Грузии, Северной Осетии, России и Южной Осетии. Однако в сентябре 2008 года, после Пятидневной войны Грузии с Россией за Южную Осетию, Грузия вышла из состава ССПМ.

Нынешнее положение Грузии с Южной Осетией остается неизменной, статус-кво после 2008 года сохранился. Однако нужно отметить, что вновь сформированное правительство (после парламентских выборов 2012 года), именуемое как «Грузинская мечта», заявило о своем намерении улучшить отношения с Россией и абхазскими и осетинскими братьями. [6] Но об улучшении отношении между Грузией и Южной Осетией за счет уступок в вопросе территориальной целостности не идет и речи, что снова ведет к недостижимости консенсуса ситуации.

 Основными участниками грузино-югоосетинского конфликта 2008 года являются Грузия и Южная Осетия. Соотношение сил основных участников конфликта. Косвенными участниками, напрямую влияющие на конфликт являются США (для Грузии) и Россия (для Южной Осетии). Россия является «основным гарантом стабильности» для Южной Осетии, начиная с 1992 года до сегодняшнего дня, обеспечивая военную и идеологическую поддержку. Более слабым вторичным участником в грузино-югоосетинской войне является Абхазия, которая обеспечила ее военной поддержкой в войне 2008 года. В данное время Южная Осетия и Абхазия активно сотрудничают.[7] Однако значительная помощь (практически вся военная помощь) была оказана Россией, которая не только  снабдила военной техникой, но и предоставила гуманитарную помощь гражданам Южной Осетии. Однако Россия (под прикрытием защиты интересов и прав Южной Осетии) стала главным участником в этом конфликте против Грузии, полностью контролируя ситуацию в Южной Осетии, после чего Россия и Грузия разорвали дипломатические отношения между собой [8].

Грузия со своей стороны, находясь под сильным влиянием США стремиться стать членом НАТО и ЕС, проводя законодательные изменения и реформы, а также усиленно ведет борьбу с коррупцией. Но из-за войны 2008 года, Грузии, казалось бы, не видать членства с ЕС и НАТО, однако желанию европеизации Грузии США охотно отвечает и подбадривает, требуя ряд законодательных изменений для вступления в европейскую интеграцию. В войне 2008 года США в отдельных случаях проводила совместные военные учения, оказывая Грузии военную и политическую поддержку, а также финансовую и техническую помощь. Однако США не принимала активного участия в конфликте в отличие от России, которая ввела свои войска на территорию Южной Осетии и выступала в войне против правительства Грузии. 

Главная несовместимость. Определяющими тремя компонентами любого политического конфликта являются несовместимость, действие и участники. Противоборствующие главные участники и косвенные участники, напрямую влияющие на конфликт, были рассмотрены выше, теперь нужно понять несовместимость борющихся сторон. Конфликтующие стороны не смогут прийти к согласию пока не разрешат свою несовместимость в конфликте. Несовместимость в конфликте – это серьезное разногласие, по крайней мере, между двумя сторонами, где их требования не могут быть удовлетворены одинаковыми ресурсами в одно и то же время [9]. Причиной того, что позиции сторон несовместимы, кроются в ограниченности ресурсов, следовательно, их невозможно разделить между противоборствующими сторонами. Главной несовместимостью между Грузией и Южной Осетией кроется в территории Южной Осетии, на ее право обладания. 

Согласно Российским источникам, Южная Осетия де-факто проявляет себя как независимое государство, обладающее своей конституцией и государственной символикой, однако Грузия рассматривает Южную Осетию как Цхинвальский регион [10]. Нынешнее положение является тем, что Южная Осетия стремиться достичь признания независимой республики в мировом сообществе, но Грузия не желает отдавать ей территорию, объявив посягательство на ее «территориальную целостность».

В грузинских источниках дается следующая интерпретация - Цхинвальский регион исторически принадлежал Грузии, юго-осетинцы – «гости» на нашей исторической земле, пришедшие через Кавказские горы (Монголо-татарское нашествие), поэтому они не имеют никакого права отделяться от Грузинской республики, тем более быть частью России [11]. Но юго-осетинцы утверждают, что их присутствие на этой земле является такой же древней как и грузин [12]. Такое различное историческое понимание прошлого, конечно же, не является основным источником конфликта. Здесь лежат более глубокие причины и мотивы «больших игроков».

В югоосетинских источниках юго-осетинцы хотят независимости от Грузии и быть независимым государством (признанным мировым сообществом), однако в некоторых Российских источниках упоминается, что независимость не была постоянной целью Южной Осетии и она хотела присоединиться (под предводительством бывшего президента Южной Осетии – Э. Кокойты) к историческому «родственнику» - Северной Осетии и тем самым интегрироваться с Российской Федерации. Это можно объяснить тем, что основной интерес Южной Осетии, возможно, поменялся со временем, однако это означало бы для Грузии, что их территория принадлежит России. Не исключено, что  активное участие России в грузино-югоосетинском конфликте говорит об их личных интересах. Таким образом, две державы как США и Россия ведут «дележку» Кавказского региона. Россия не желает демократизации в Грузии и пытается отвлечь ее с помощью войн в Южной Осетии. А США, в свою очередь, являясь активным сторонником вовлечения Грузии в евро-атлантические структуры, закрыв глаза на конфликт, содействует вступлению Грузии в ЕС и НАТО [11]. Точка зрения Грузии – противоположная данному конфликту. Они желают вернуть свою прежнюю территорию. Более того, они считают, что основным интересом России является то, что с обретением независимости Грузии после распада СССР, Российская Федерация  хочет сохранить гегемонию на данной территории. В данной ситуации Грузии нужно выстоять и не позволить Российской стороне добиться цели. Отойдя от конфликта между Грузией и Южной Осетией, также можно предположить о конфликте по поводу баланса сил Запада и распространением Российской гегемонии [12].

 Учитывая все это, можно сделать вывод, что Южная Осетия хотела бы сохранить нынешнюю ситуацию как независимый регион со своим правительством (оборонительная позиция) и, что Грузия хочет изменить нынешнюю ситуацию (наступательная позиция) чтобы восстановить потерянную территорию [13]. Соотношение сил между Южной Осетией и Грузией ассиметричное. Очевидно, что если бы не вмешательство России в данный конфликт, то Южная Осетия не смогла бы выстоять в одиночку. С экономической стороны Южная Осетия полностью зависит от России [14].

Внутриполитический конфликт Грузия (Южная Осетия) в таблице

 

тип внутриполитического конфликта

внутриполитический конфликт из-за территории

динамика конфликта

(периоды вооруженных конфликтов)

- 1992 год – вооруженные конфликты Грузия vs Южная Осетия;

- 2004 год - вооруженные конфликты Грузия vs Южная Осетия;

- 2008 год, август – пятидневная война между Грузией и Россией на территории Южной Осетии

субъекты

(основные участники)

- «сепаратисты» из Южной Осетии vs правительство Грузии.

- власти Грузии и Россия (в 2008 году)

косвенные участники, напрямую влияющие на конфликт

Абхазия, Северная Осетия, Россия, США

несовместимость/ причина/ цель

для Южной Осетии – стать международно-признанным государством;

для Грузии – сохранить целостность своего государства

 

Список использованных источников

1 Ralph Sundberg, Sara Linderberg, Erika Forsberg. Курс «Анализ конфликтов» / Университета Уппсала, Департамент по исследованию мира и конфликтов. - 2011 – 2012.

2 Countrymeters Georgia / Счетчик населения Грузии. – 2013, май // http://countrymeters.info/ru/Georgia/

3 Признание независимости Южной Осетии и Абхазии / Заявление Президента России Д. Медведева, 26 августа 2008 //  Вести  http://www.youtube.com/watch?v=AdWoM8T2tLc

4 Кавказ Эксплолер /  Южная Осетия FAQ. Путешествия. - 2013, февраль //  http://explore-kavkaz.ru/tag/south-ossetia/

 5 Documentary video “The conflict in South Ossetia with armored vehicles and tanks” (Конфликт в Южной Осетии с участием бронотехники и  танков). – 2008, October, http://www.youtube.com/playlist?list=PLGay9RD9VmgwaBG-B7qdC4jlrt97Z264M 

 Премьер Грузии в новогоднем поздравлении обратился к абхазам и осетинам, 1 января 2014 год. – 12:51. // Новости – Грузия, доступно на  http://newsgeorgia.ru/politics/20140101/216270689.html

Союзы журналистов Абхазии и Южной Осетии заключили соглашение, 12 января 2014 год. – 13:01.// Новости – Грузия, доступно на http://newsgeorgia.ru/conflict/20140112/216290215.html

8 Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. Заявление замминистра иностранных дел Грузии Г. Вашадзе, 31 августа 2008 год. - 12:46. // Известия. – Политика, доступно на  http://izvestia.ru/news/340216

9 Potier T. Conflict in Nagorno-Karabakh, Abkhazia and South Ossetia / Alegal Appraisal. - Kluwer Law International, 2001. - P.12-15

10 Wallensteen P. Understanding Conflict Resolution, 2nd edition. -  London: SAGE Publications Ltd, 2007. – 311 p.

11 Sanakoev I. Origins and Factors of Georgian - South Ossetian Conflict. - Vladikavkaz, 2004. - P. 44.

12 Freire M. Conflict and Security in the Former Soviet Union // The Role of OSCE: ASGHATE, 2003. – P. 127

13 Нuman Rights Watch “Up in Flames”/ Humanitarian Law Violations and Civilian Victims in the Conflict over South Ossetia, 2009. - P.18-45

14 International Crisis group ICG Europe Report № 159. - 2004 //  http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/untc/unpan019224.pdf

15 Shelley L. Organized Crime and Corruption in Georgia. - Rouledge Taylor & Francis Group, 2008. - P. 1-24, 69-85.

16 UCDP conflict encyclopedia. – Sweden: Uppsala University,  2013 //  http://www.ucdp.uu.se/gpdatabase/gpcountry.php?id=61&regionSelect=9-Eastern_Europe 

 

 

Шұғыла Килыбаева

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Подробнее ...

 

Динара НУРУШЕВА, вице-президент Центра гуманитарно-политической конъюнктуры, координатор Ассоциации политических исследований Казахстана. Недавно она вернулась из Кабула, где принимала участие в работе научной конференции «Региональное сотрудничество и Афганистан», который проводит независимый исследовательский центр «Дели полиси групп» (Индия). С ней встретился обозреватель  «АиФКазахстан».

 «Час пик» не за горами. Весь мир напрягся в ожидании

-Динара Алпысовна, прежде всего выясним: кому и зачем понадобилась эта встреча в неспокойном Кабуле?

-   Мне кажется, что словосочетание «неспокойный Кабул» стал неким журналистским штампом. Конечно, обстановка в стране далека от идеальной. В кабульском аэропорту вас встречает плакат: «Добро пожаловать в Афганистан, страну смелых людей!». В аэропорту много военных самолётов, боевой техники. Но столица в целом живёт нормальной для нее жизнью. Работают учреждения. В ресторанах и кафе много народа. Торгуют супермаркеты и базары. Работа конференции совпала с  визитом пакистанского премьер-министра Наваза Шарифа в соседнюю страну. Конечно, у двух исламских республик много общего - много нерешенных проблем и конфликтов. В том числе, обсуждалась и тема вывода американских войск из Афганистана. На улицах было много людей в форме. В дни визита власть  приняла меры безопасности. Но сказать, что они парализовали жизнь афганской столицы было бы преувеличением. Все таки довольно много солдатов по городу, что не дает повода говорить о том, что власть полностью контролирует ситуацию в городе. На улицах много японских «тойот», которые состоятельные афганцы привозят из арабских эмиратов. В Афганистане работают  множество национальных и международных средств массовой информации. Существует свобода слова. Такой вывод я сделала из бесед с представителями местных СМИ и чтения прессы. В Кабуле проживают более пяти миллионов человек. Рядом с новыми современными зданиями можно увидеть скромные жилища бедняков. Много заброшенных и разрушенных зданий. Город пострадал от бомбёжек и уличных боёв. Но чудным образом  сохранились панельные многоэтажки. Точно такие же можно увидеть в алматинских микрорайонах.

Да, у этой страны непростое прошлое. Война с советскими войсками. Череда быстро меняющихся правителей. Гибель Амина, Наджибуллы. Правление талибов. Все эти события отразились на облике города и на всём афганском обществе.

Теперь непосредственно о конференции. «Дели полиси групп» - независимый аналитический центр. Его создание –  актуальный ответ на вызовы времени. В Индии понимают: рано или поздно Афганистан вернётся в строй абсолютно нормальных развивающихся государств. Жители этой страны устали от стрельбы и смертей. Они хотят мирной жизни. И эти стремления и надежды разделяют соседние страны. Индия в их числе. В течение полутора лет было проведено пять встреч, и впервые были приглашены мы, эксперты из Казахстана.  Центральная Азия была представлена только таджиками. Почему-то представителей Кыргызстана не было, а у узбексих экспертов возникни проблемы с визой. В силу «нейтралитета»  дискуссии по туркменской позиции в Трансафганском проекте проходили без них. Во время мероприятия применялся принцип конфиденциальности «чатем хаус». Запись не велась. При этом каждый участник мог делать пометки в блокноте и пользоваться электронными средствами для записи – мобильниками и диктофонами. Некоторые выступающие подчёркивали, что высказывают свою личную точку зрению, а не официальную позицию страны. Заседание проходило, так сказать, за «закрытыми дверями», но в зале присутствовала пресса. Так что ход конференции освещали ведущие СМИ страны.  

Уровень представительства был довольно высок: экс-послы, государственные чиновники, учёные-востоковеды. Всего в мероприятии участвовало более 30 человек. Эксперты из Ирана, Пакистана, России, Китая. Индию представляла директор «Дели полиси групп» Радха Кумар. Если сравнить положение в Афганистане с шахматной доской, то мы видим, что индийцы разыгрывают свою собственную партию. Поскольку о позиции США, России и Китая в этой стране говорится много. Об Индии мы не знаем практически ничего. А у неё есть вполне закономерный интерес. Три страны – Иран, Индия и Афганистан - заинтересованы в развитии иранского порта на побережье Аравийского моря - Чабахар. Отсюда товары из Афганистана и Ирана кратчайшим и дешёвым морским путём могут доставляться на полуостров Индостан. Речь идёт, прежде всего, о нефтепродуктах и полезных ископаемых. Разумеется, в обратную сторону пойдут грузы для мирного Афганистана и Ирана, с которого рано или поздно снимут санкции ООН. Другой, не менее заманчивый проект – это трубопровод ТАПИ (Туркменистан - Афганисан-Пакистан-Индия). По нему газ прямо от туркменских газовых месторождений будет поступать на заводы и фабрики Индии. Пока шла война в Афганистане и американцы требовали наказать иранцев за попытки обзавестись ядерным оружием (никем, кстати, не подтверждённые) Исламская Республика Иран проложила уже «трубу» по своей территории -   900 километров по своей территории. – в этом вопросе возникла неясность, иранцы отказываются помогать в строительстве, лучше опустить. На территории Пакистана нужно уложить ещё 700 километров. Так что эксперты говорили не столько о выводе американских войск, сколько о мирном сотрудничестве. Кроме нефтегазового сектора возможны  совместные геологические экспедиции. Опытные индийцы готовы предложить свою помощь. Ведь Афганистан – это своеобразная «terraincognita». То есть, земля неизведанная. Вот уже две сотни лет, после английского вторжения (надо сказать, неудачного) её раздирают междуусобицы, большие и малые войны. Не до геологов. Хотя многие учёные считают, что в этом смысле здешние края могут преподнести немало сюрпризов.

Выросло новое поколение

- Пока лишь глухо говорят о медных рудниках, которые арендовали китайцы…

- В любом случае, интерес к мирной жизни и закономерен, и понятен. Любопытно, что сразу после Кабула я побывала в Бишкеке. И там только и говорили о «факторе -2014»». Дескать, стоит только американцам вывести войска, как страна превратится в бурлящий котел, угрожающий соседям. «Полевые командиры» спят и видят, как бы покорить свободолюбивый  Кыргызстан. Страсти настолько накалились, что один из киргизских экспертов призвал к благоразумию. Дескать, коллеги, у нас хватает и своих внутренних проблем. Не будем пугать друг друга «афганской угрозой». Басню Ивана Андреевича Крылова о хитрой лисице забывать не следует. Как и актуальный призыв «чем кумушек считать-трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

- Согласен, порой слова классика, родившегося без малого два с половиной столетия назад, чрезвычайно актуальны. Но! До сих пор не забыт и печальный опыт 1999 года, когда группа боевиков из исламского движения Узбекистана, подготовленные в военных  лагерях на севере Афганистана, как нож сквозь масло прошлись мимо таджикских блокпостов и наделали шороху в Баткентской области Кыргызстана. Взяли в заложники милицейского генерала и трёх японских заложников.

- Но 2013 год – это не 1999-ый. Кыргызстан – член ОДКБ. В случае  реальной угрозы в этих горах высадятся  специальные подразделения, которые  оттачивают своё боевое мастерство в совместных учениях. 

- Но вернёмся к основной теме нашего разговора. Не напоминали вам все эти  ли  эти разговоры о газопроводах и морских путях-дорогах фантазии Манилова из бессмертных «Мёртвых душ» Николая Васильевича  – раз уж мы вспомнили о русской классике? В Юго-Западной Азии столько тугих «узлов»,  нередко щедро смоченных кровью. Какие трубопроводы из Пакистана в Индию, если между ними яростная вражда из-за Кашмира? Насколько мне известно, и в отношениях Афганистана и Пакистана не всё безоблачно. Пакистанцы не контролируют так называемую «зону свободных племён», в которой не особо прячась готовятся борцы за «всемирный джихад». А это касается напрямую вас с нами. Потому что две крупные террористические организации – «исламское движение Узбекистана» и «Локальный исламский джихад» уже создали боевые отряды по этническому признаку. Это дагестанцы, чеченцы, узбеки, киргизы, уйгуры из КНР. Говорят, не обошлось и без казахов. Разумеется, подобный террористический интернационал не нравится многим афганцам, которые хотят мира. Во всяком случае, так мне сказал министр иностранных дел Афганистана Залмая Расул, с которым удалось переброситься парой слов  на встрече  в рамках «Стамбульского процесса». Она проходила в Алматы в конце марта 2013 года. 

- Да, противоречия между двумя исламскими государствами существуют. И весьма существенные. Но два лидера и два народа выражают стремление жить в дружбе. Собственно за этим и приезжал в Кабул Наваз Шариф. К слову, я сама видела плакаты с изображением двух государственных деятелей, которыми был обклеен Кабул. Но ведь нельзя жить старыми обидами. На правительственном уровне, на встречах экспертов нужно готовить почву для перемен к лучшему. Да и простые люди хотят либерализации экономики. Хотят, чтобы их страна развивалась как нормальное цивилизованное государство. Вот почему «индийская защита» не самого благополучного в мире региона нуждается в общественной поддержке всего мира. В том числе и в нашей стране. Да, ситуация в стране далека от идеальной. Министр внутренних дел Афганистана – Мохаммад Ханиф Атмар привел такую цифру: ежедневно в межэтнических столкновениях в стране гибнут 213 человек. Международные эксперты говорят о том, что центральное правительство и президент страны уверенно контролируют столицу государства и несколько провинций, примыкающих к ней. Понятно, что ни о каких крупномасштабных проектах в такой ситуации не может быть и речи. Пока в исламской республике не воцарятся мир и порядок. Однако нельзя сидеть сложа руки. Надо стараться изменить ситуацию. В качестве положительного примера можно привести такой факт. Впервые за столетия в Афганистане появилась железная дорога. Одну из них проложили узбеки на севере страны – на деньги международных организаций – от своего порта Хайратон на Амударье до Мазари-Шарифа. Но все же проблема в строительстве железнодорожных путей усугубляется тем, что граничащие страны имеют разную ширину колеи, не говоря уже о горном рельефе территории Афганистана.

Страна неделима!

- Высказывается идея: чтобы избежать межэтнических конфликтов, надо разделить Афганистан на два государства. На севере проживают так называемые национальные меньшинства: узбеки, таджики, хазарейцы. А на юге пуштуны.

 - Любой раздел страны может привести к взрыву насилия. Поэтому предложение о разделе Исламской Республики Афганистан  имеет не так уж много сторонников. И вот какая любопытная картина вырисовывается. Международные эксперты  указывали на опасность новой гражданской войны и распад государства. Афганские политологи  такую возможность отвергали в принципе. Они подчёркивали, что практически все политические партии и течения выступают за сохранение единого независимого Афганистана. Сошлюсь на мнение руководителя Центра стратегических исследований Кабула Валиуллы Рахмани. Он признался, что у него предки из Средней Азии, он прекрасно владеет несколькими афганскими языками, и английским. Но он считает себя афганцем и гордится этим. Да, Афганистан пережил и советскую оккупацию, и правление талибов. Но сегодня выросло новое поколение, которое хочет видеть свою страну счастливой и богатой. Все эксперты, которые выступали на конференции получили европейское образование, безупречно владеют английским языком. Правда и то, что таких людей в обществе не слишком много. И подавляющая часть общества привержена традиционным патриархальным ценностям. И не приемлет западного образа жизни и европейски ценностей. Так считает преподаватель Военной академии России, полковник в отставке Олег Кулаков, с которым у нас состоялась довольно-таки продолжительная беседа по поводу будущего этой страны.

- А оно во многом зависит от того, какое положение в обществе занимает женщина. Ваши наблюдения?

 - Полагаю, что в обществе, хотя и медленно, происходят перемены к лучшему. Как и во многих мусульманских странах, многие женщины до сих пор ходят в парандже. Но о полном устранении их со «сцены» общественной жизни, как это было при талибах, речь уже не идёт. Появились женщины-учёные, журналистки, телеведущие. И даже полицейские. Кстати, одну сессию конференции было решено провести в афганском МИДе. Департамент регионального развития возглавляет молодая женщина, Много женщин и среди рядовых сотрудников. Причём, их средний возраст 30-35 дет. Я хочу сказать, что происходит заметное обновление в политической элите страны. Этот факт должны будут учитывать кандидаты в президенты. Да, можно за многое критиковать международные силы по содействию безопасности (МССБ), в которых центральную роль играют американцы. Но и позитивную их роль надо отметить в тех изменениях, которые произошли в стране.

 - В 2014 году в Афганистане пройдут президентские выборы. Известно, что нынешний глава государства Хамид Карзай не сможет баллотироваться на третий срок. Не позволяет конституция. Ваши наблюдения?

- Кампания началась. Кандидаты в президенты ездят по стране, встречаются с избирателями. Один из них, экс-министр иностранных дел Абдулла Абдулла принимал участие в нашей конференции. В целом, это была вполне логичная предвыборная  речь ответственного политика. Прозвучало также мнение, что если бы региональные государства гарантировали безопасность Афганистану, не пришлось бы подписывать двустороннее соглашение с США.  Но кто сможет гарантировать безопасность страны  лучше самих афганцев? Кстати, по мнению авторитетных экспертов Афганистана приход к власти талибов маловероятен. Их поддерживают не более 4-5 процентов населения страны. Хотя цифры разнятся.

Базы остаются. Для чего?

-Как относятся афганцы к тому, что на территории страны остаются  американские базы?

- Поэтому вопросу в обществе нет единства. Что показала и наша конференция. Многие считают, что сохраняя базы, американцы преследуют свои собственные геополитические цели. В том числе, контроль за «непредсказуемым» Ираном. Другие же эксперты говорят о том, что немедленная эвакуация баз создаст вакуум власти. И неблагоприятно скажется на экономике. Ведь базы – это не только гарантия стабильности, но и рабочие места. К тому же не секрет, что США финансируют афганскую армию и полицию. А без этих атрибутов власти она,  власть, существовать не может.

          -  Что говорят в Кабуле о Центральной Азии, о Казахстане?

          - Вы будете удивлены, но мне показалось, что в наших умах казахстанских политологов Афганистан занимает гораздо больше места, чем у афганцев наш регион. На наших конференциях некоторые эксперты рисуют катастрофические сценарии развития событий в 2014 году (Встреча в Бишкеке – увы, не исключение). Афганцев же волнуют внутриполитические проблемы. На втором месте – взаимоотношения с США после вывода войск натовской коалиции. На третьем – взаимоотношения с Пакистаном и Индией. Хотя о гуманитарной помощи стране, о том, что Казахстан вложил  50 миллионов долларов  в развитие исламской республики многие афганские эксперты знают. И благодарны за неё. Впрочем, чтобы устранить некий перекос в этом смысле, в Кабуле решено провести отдельную международную встречу экспертов, на которой будут рассмотрены отношения ИРА с Казахстаном и государствами  Центральной Азии. В этом смысле афганцы определённые надежды возлагают на Шанхайскую организацию сотрудничества и даже на ОДКБ. Если с первым можно согласиться, то со вторым – вряд ли. Россия, которая в Организации договора о коллективной безопасности играет главную роль, ещё не забыла печальные уроки афганской «кампании».

          - Уверен, что не обошлось на вашей конференции без обсуждения  темы о наркотиках. В последнее время страна превратилась в гигантскую лабораторию по производству этого зелья. Что не лучшим образом сказывается на международном имидже страны…

- Здесь, увы, пока похвастаться нечем. Все понимают, что проблема существует, но как её решать, похоже, не знает никто. Как я заметила, это чрезвычайно болезненная тема для многих образованных афганцев. Они постоянно подчёркивают, что главную выгоду от наркопотоков получают страны, по которым осуществляется  транзит смертоносного зелья. Когда представитель России  военный эксперт Олег Кулаков заявил, что 35 процентов прибыли от наркоторговли остаётся в Афганистане. На долю Центральной Азии и России приходится  20 процентов, а все остальное  достаётся  международной мафии в Европе и в Америке. Афганские эксперты от этого «расклада»  неодобрительно зашумели. Мне же кажется, что эти споры не имеют смысла – кто и сколько зарабатывает на этом преступном бизнесе. В любом случае, эти расчеты приблизительны, поскольку точные цифры известны только самим преступникам. Важно другое. Согласованности в действиях мирового сообщества в этом смысле маловато, что огорчает. Операции Афганской национальной армии (АНА) по уничтожению посевов опийного мака при поддержке российских и американских консультантов  пока носят характер самопиара и на общую, весьма прискорбную картину не влияют.

- Какие главные выводы вы сделали, побывав в Кабуле?

 - О будущем Афганистана надо вести разговор в контексте межрегионального сотрудничества с его ближайшими соседями – Ираном, Пакистаном и Индией. Мне думается, что афганцам пригодился бы опыт таможенного союза. Жаль, они об этом мало что знают. Тем не менее, что приглашение на встречу экспертов из Казахстана и России говорит об интересе к нашим странам. И к нашему опыту интеграции. По итогам пяти встреч «Дели полиси групп» подготовит рекомендации для правительства и администрации президента Афганистана.

Беседовал

Юрий КИРИНИЦИЯНОВ

Исламская Республика Афганистан – Республика Казахстан 

 

Материал был опубликован в газете  "Аргументы и Факты" 

от 09.01.2014

Подробнее ...

default

Нестабильность в Египте - одна из основных тем, находящаяся в центре внимания у мирового сообщества. Несомненно, ситуация в самой крупной по населению (84 млн.) арабской стране влияет на весь регион. В свете продолжающегося военного конфликта в Сирии важность урегулирования политического кризиса в стране фараонов и пирамид возрастает вдвойне. Если в ближайшем будущем стороны не придут к общему консенсусу, то возможна и серьезная эскалация конфликта.

Подробнее ...

  Внешнеполитическое дежа вю Ташкента

    Показательно, что желание приостановить членство в ЕврАзЭС Ташкент окончательно оформил спустя несколько дней после того, как Евросоюз фактически отменил санкции, наложенные на правительство Узбекистана после майских 2005 года событий в Андижане. До Андижана Узбекистан строил свою внешнюю политику с преимущественной ориентацией на Запад, показательно дистанцируясь от России и региональных сообществ на постсоветском пространстве.

Подробнее ...

Феномен Индонезийской республики имеет в наши дни актуальное значение. В особенности, политическое, культурное и экономическое развитие Индонезии вызывает большой интерес в Казахстане, поскольку в нашей стране в определенной степени имеется схожая ситуация, позволяющая провести историческую параллель. 

Индонезия – страна, которая движется вперед согласно общим, универсальным закономерностям современного развития. Она делает опору на рыночные принципы, либерализацию внешних экономических связей, стремится, как можно более полно интегрироваться в мирохозяйственные связи.  Хотя на сегодняшний день экономика Индонезии не в лучшей форме.

Подробнее ...

Введя войска в спорный регион Южной Осетии, молодой лидер, любимчик Вашингтона,  Михаил Саакашвили подверг свою страну опасности.

Президент Грузии Михаил Саакашвили, юрист с дипломом американского университета, почитаемый Вашингтоном вундеркиндом от демократии, сделал политическую карьеру, балансируя на грани допустимого в отношениях с соседней Россией. Но может статься, что на сей раз он зашел слишком далеко. Саакашвили приложил руку к свержению бывшего министра иностранных дел СССР и президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе во время так называемой «революции роз» 2003 года и в январе в возрасте 36 лет стал самым молодым президентом в Европе. С тех самых пор он соперничал с Москвой за контроль над Абхазией и Южной Осетией, двумя пророссийскими регионами Грузии.

 

Подробнее ...

Что мы пытаемся дать понять? Что любое упоминание об Израиле теперь под запретом?

Не пора ли западным дипломатам повзрослеть, и прекратить свои детские игры вокруг президента Махмуда Ахмадинежада? Все эти театральные жесты с бойкотом конференций, в которых он участвует, и демонстративным выходом из зала во время его выступлений лишь тешат самолюбие иранского лидера, усиливают его популярность на родине, и льют воду на мельницу Израиля, изо всех сил пытающегося доказать, что Иран представляет смертельную угрозу его существованию.Конечно, Ахмадинежад - не самый приятный персонаж на международной арене. Некоторые его заявления, мягко говоря, неоднозначны.

Подробнее ...


Безусловно, причины этих драматических столкновений в сложных исторических процессах, уходящих корнями в десятилетия и даже глубь веков. В генетической памяти разделенных этносов постоянно пульсирует неизбывное стремление к воссоединению. Но есть еще данность существования людского сообщества в форме государственной жизни и с этим надо считаться и, в общем-то, она безальтернативна, если говорить о защите и правах человека. Сегодня ценность понятий государственный суверенитет и территориальная целостность приобрела особое значение, и ее отстаивание является высшим долгом.

Подробнее ...


Эвдард Вонг

Урумчи, Китай. В понедельник китайское правительство закрыло региональную столицу с населением в 2,3 млн. человек и другие города по ту сторону западного пустынного региона, введя комендантский час, отключив мобильные телефоны и интернет-услуги. Оно направило вооруженных офицеров полиции в окрестности после столкновений, которые разразились здесь в воскресенье вечером между уйгурами-мусульманами и ханьцами-китайцами. В результате столкновения погибло минимум 156 человек и более 1000 ранены, сообщает государственное информационное агентство.

Подробнее ...


06 Июнь 2013 Автор

Погром в Урумчи

По официальным данным, жертвами массовых беспорядков, вспыхнувших в непосредственной близости от казахстанских границ - в городе Урумчи на северо-западе Китая 5 июля 2009 года, стали 156 человек, еще более 800 получили ранения. Арестованы 1434 человека. Неофициальные источники называют еще большие цифры.


«Игрушечный» зачин

Поводом для протестов стала реакция властей на межэтнический конфликт, вспыхнувший на юге Китая, в городе Шаогуане провинции Гуандун. Тогда, 26 июня, на заводе игрушек начались беспорядки, переросшие в крупную потасовку. Ее причиной стало обвинение рабочих-уйгуров в изнасиловании женщины, принадлежавшей к народности хань - крупнейшей этнической группе страны.

Подробнее ...