20Январь2019

04 Июнь 2013 Автор 

Идея распространения демократии во внешней политике США: эволюция и практика в годы «холодной войны»

Продвижение принципов демократии является одной из наиболее важных составляющих внешнеполитической стратегии США в Центральной Азии. В период президентского срока Дж. Буша-мл. ее значение существенно возросло. Этому способствовало выдвижение проблематики демократии и прав человека в разряд приоритетных в глобальной стратегии США и использование демократической риторики для обоснования курса, проводимого администрацией Дж. Буша-мл., на международной арене.

С одной стороны, нельзя не отметить позитивную и прогрессивную роль США в борьбе с различными проявлениями дискриминации и содействии всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. С другой стороны, стратегия США в этой области сопровождается вмешательством во внутренние дела других государств, ограничением суверенитета и навязыванием своих ценностей и образа жизни.

 

Подобная двойственность вытекает из доминирующего международного положения и трансграничной природы политических идеалов и ценностей, лежащих в основе государственности США, что достаточно точно охарактеризовал З. Бжезинский. По его мнению, «Америка представляет собой общество, преобразующее мир, более того – источник революционных импульсов, подтачивающих построенный на началах суверенитета международный порядок. В то же время она является традиционной державой, которая сама, односторонними методами защищает свою безопасность. Поддерживая – не только в собственных интересах, но и в интересах всего мирового сообщества – международную стабильность./1/

Идея защиты демократии и ра

Сам президент Дж. Картер призывал рассматривать курс своей администрации в области прав человека как универсальную политику, не связанную исключительно с СССР, и обращал внимание, чтобы сами США соответствовали принципам, провозглашенным в Заключительном акте СБСЕ 1975 года /12/.  Однако, в отношении других стран США были  менее последовательны в своей критике. Советские исследователи в этот период расценивают критику Вашингтоном нарушений прав человека авторитарными режимами Латинской Америки риторической, а прекращение некотором из них военной помощи – демонстративным. Действительную меру искренности в реализации данной политики, по их мнению, выявила американская поддержка диктатуры Сомосы в Никарагуа /13/.

 

Дж. Картер, насколько это было возможно в конце 70-х гг. ХХ в., лишь обозначил возможности прав человека и демократии в качестве политико-дипломатического ресурса и инструмента реализации внешней политики США, став, по существу, ее предвестником.

 

Следующий президент США Р. Рейган (1981-1989) сменил акценты, расставленные предыдущим правительством, и сделал ставку на достижение военно-технологического превосходства, усиление напряженности и давления на СССР. Охарактеризовав СССР «империей зла» в своей речи в Палате общин Великобритании 8 июня 1982 г., Р. Рейган в целях противодействия коммунизму предложил развивать инфраструктуру демократии, то есть систему свободной прессы, объединений, политических партий, университетов, которые позволяют людям выбирать собственный способ развивать их культуру, примирять их различия мирными средствами /14/.

 

Эти меры, как ожидалось, должны были способствовать политическим реформам в страхах Варшавского пакта. Таким образом, проблема прав человека в его понимании была действенным средством, дополнением к военно-стратегической и экономической составляющей внешнеполитической стратегии США.

 

С концептуальной точки зрения тезис об «инфраструктуре демократии» интересен нам тем, что он показывает какую эволюцию претерпевала идея поддержки демократии в 1980-е гг., и как постепенно утверждался инструментальный подход в применении Соединенными Штатами демократических принципов во внешней политике.

 

Кроме того, вызывают интерес практические шаги и мероприятия  администрации Р. Рейгана в сфере реализации политики в области прав человека. Серьезное внимание было уделено укреплению широкой материальной базы и механизмам реализации провозглашенных приоритетов. В поддержку американской внешней политики активно были задействованы ресурсы публичной дипломатии Государственного департамента США, СМИ, спецслужб США и их союзников, а также неправительственные организации.

 

Одну из ведущих ролей в этом процессе играет созданное в 1953 году Информационное агентство США (ЮСИА), которую в СССР оценивали направляющим и координирующим центром развязанной против страны «идеологической войны». При Рейгане финансирование ЮСИА беспрецедентно резко возросло. Ассигнования ЮСИА увеличилось с 665,2 млн долл. в 1983/84 финансовом году до  885,4 млн долл. в 1984/85 финансовом году. Значимая часть этих ассигнований идет на осуществление различных проектов в рамках «программ демократии и публичной дипломатии». Располагая разветвленным аппаратом за рубежом – 206 отделений в 126 странах – ЮСИА стала серьезным подспорьем в ведении внешней политики. Другие мероприятия по усилению информационно-идеологической составляющей внешней политики включают модернизацию контролируемой ЮСИА радиостанции «Голос Америки», создание и расширение телесети «Уорлднет», программы различных общественных обменов и создание «национального фонда в поддержку демократии» /15/.

 

Деятельность ЮСИА и Национального фонда в поддержку демократии тесно связана с судьбой законодательной инициативы администрации Р. Рейгана о реализации так называемого «Проекта Демократии», выдвинутого в 1983 г. на рассмотрение Комитета по иностранным делам Сената США. Предполагалось, что функции координатора проекта будут возложены на ЮСИА. Однако, после того как профильный комитет Сената США не одобрил данную инициативу в запрашиваемом объеме, выбор был сделан в пользу концепции создания неправительственного фонда Конгрессом США в виде «Национального фонда в поддержку демократии», объявившего своей миссией содействие становлению и развитию демократии и свободы во всем мире. С момента основания в 1983 г. Национальный фонд в поддержку демократии становится одним из ведущих западных фондов, оказывающим финансовую поддержку деятельности американских и международных правозащитных организаций.

При Р. Рейгане вопросы, связанные с соблюдением прав человека, первоначально отошли на второй план и дополняли аргументы и рычаги давления США в переговорах с СССР о контроле над вооружениями.  Но уже ко второму сроку Рейгана, учитывая кардинальные изменения в международных отношениях, можно констатировать, проблемы демократии вновь вернули себе одно из центральных мест. Политика поддержки демократии в мире обретает системный характер.

 

Эллиот Абрамс, помощник госсекретаря США по правам человека и гуманитарным делам в администрации Р. Рейгана в своем выступлении 19 апреля 1983 г. определил политику прав человека как сложную смесь высшего идеализма и практической политики. Данная политическая традиция настолько стара, как и сама Америка. По его мнению, политика прав человека всегда была и остается центральным элементом американской внешней политики /16/.

 

«Перестройка» и объявленное руководством СССР во главе с М. Горбачевым «новое мышление» привели к расширению демократического движения в стране и кризису коммунистической идеологии, ускорившему распад СССР. Созданная за годы советской власти тоталитарная модель стала предметом критики и осуждения не только за рубежом, но и внутри страны. Поражение СССР в идеологическом противостоянии с Западом и уход с международной арены в качестве глобальной сверхдержавы, открыло путь революционным изменениям на политической карте мира и способствовало  либерализации международных отношений в целом.

 

Таким образом, идея распространения свободы традиционного присутствовала в политическом мышлении и историческом развитии США, будучи одним из фундаментальных принципов на которых базируется американская политическая система. По мере становления США она эволюционировала в идею распространения демократии и защиты прав человека. Мощный толчок этим процессам дало возвышение США на международной арене в качестве мировой державы.

 

Список литературы:

1. Бжезинский Зб. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство /Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 2004.

2. Киссинджер Г. Дипломатия. - Москва: Ладомир, 1997.

3. В. Вильсон — Послание Конгрессу США об объявлении войны Германии (2 апреля 1917 г.) // История США в документах.

6. Директива СНБ-68 (текст документа) // Холодная война - великое противостояние.

7. Актуальные вопросы современной идеологической борьбы / Редкол.: Аверьянов А.Н. и др. – М.: Политиздат, 1980.

8. Права человека и Организация Объединенных Наций // Официальный сайт ООН.

9. Актуальные вопросы современной идеологической борьбы / Редкол.: Аверьянов А.Н. и др. – М.: Политиздат, 1980.

10. Яковлев Н.Н. Силуэты Вашингтона: Полит. Очерки. – М.: Политиздат, 1983.

13. История США. В четырех томах. Т.4 (1945-1980). – М.: «Наука», 1987.

14. Ronald Reagan. Address to the British Parliament, Royal Gallery at the Palace of Westminster, London (June 8, 1982) // Reagan Foundation.

15. Дипломатический вестник: Год 1985 / Под ред.акад. С.Л. Тихвинского. – М..: Международные отношений, 1986.

16. Contemporary U.S. foreign policy: documents and commentary / [compiled and edited by] Elmer Plischke. New York: Greenwood Press, 1991.

Нурша Аскар,  Руководитель международных проектов Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры

к.и.н.



sarap.kz

Барлық құқықтар қорғалған. Толық немесе жартылай материалдарды пайдаланған жағдайда www.sarap.kzсайтына және мақаланың авторына сілтеме жасау міндетті.