24Март2019

06 Июнь 2013 Автор 

Индонезия: вчера и сегодня

Феномен Индонезийской республики имеет в наши дни актуальное значение. В особенности, политическое, культурное и экономическое развитие Индонезии вызывает большой интерес в Казахстане, поскольку в нашей стране в определенной степени имеется схожая ситуация, позволяющая провести историческую параллель. 

Индонезия – страна, которая движется вперед согласно общим, универсальным закономерностям современного развития. Она делает опору на рыночные принципы, либерализацию внешних экономических связей, стремится, как можно более полно интегрироваться в мирохозяйственные связи.  Хотя на сегодняшний день экономика Индонезии не в лучшей форме.

В стране широко поощряется экономическая инициатива, стимулируется частный бизнес, последовательно формируются внутренние рынки капиталов и товаров, тесно связанные с международной торговлей. Хотя главным  экспортным товаром страны была и остается нефтяная продукция и природный газ.

Большое сходство страны в том что, Индонезия, как и наша республика – многонациональная  страна. На ее территории проживают более трехсот народностей и этнических групп. И они умеют жить в согласии. Среди населения страны преобладают мусульмане-сунниты. Индонезия, как и наша страна, богата полезными ископаемыми, нефтью, природным и попутным газом, оловом, каменным углем, никелевой рудой, бокситами, породами, содержащими золото и серебро. Нам может также пригодиться опыт устройства геотермальной станции в Камоджанге [1].

Индонезийцев объединяет и исповедование «Панча сила» - пяти основополагающих принципов морального, этического, религиозного и философского характера. Главные из них – вера  в единого Бога и стремление к гармонии через единство многообразия. Здесь стараются не отменять имеющегося в жизни многообразия элементов – конфессионального, этнического, социального, - а напротив, дать возможность всем им развиваться и во благо общества, и во благо самих составляющих[2].

Государство-архипелаг Индонезия, как и весь район Тихого океана, исторически занимала видное место в борьбе империалистических держав за сферы влияния, за захват новых колоний. Огромные естественные богатства стран тихоокеанского  бассейна и стремление мировых держав использовать эти страны в качестве сферы приложения капитала, источников сырья и рынков сбыта порождали борьбу. В ходе экспансии, страна неоднократно оказывалось объектом неизбежного столкновения интересов мировых держав. В тоже время, Индонезия – одна из первых стран, завоевавших независимость после II мировой войны. Этой независимости она добилась в тяжелой борьбе против оккупантов, бывших колонизаторов – голландцев и их западных союзников.

Современная внешняя политика Индонезии представляет собой весьма существенную часть продолжения курса взятого еще в середине 60-х гг. правящим режимом во главе с президентом Сухарто и направленного на решение наиболее острой проблемы стоящей как перед этой страной конкретно, так и перед большинством других развивающихся государств. Главный тренд внешней политики страны в том, что основа политики заключается в отказе от ультранационалистических лозунгов «старого порядка», оптимизации внешней политики и концентрации её на экономических и других текущих задачах. На многие годы вперед экономический аспект дипломатии стал доминирующим, отодвинув на задний план соображения международного престижа и национального величия.

Суть её заключается  в том, чтобы найти оптимальное решение вопроса: каким образом, не поступаясь завоеванной политической независимостью, извлечь максимальную пользу из внешней финансово-экономической и технической помощи в интересах прогресса наций и выдвижения на подобающее ей место на мировой арене в обозримом будущем. Сложность проблемы состояла в том, что наряду с консенсусом относительно невозможности самостоятельно преодолеть внутренние трудности унаследованные новым порядком, его лидеры имели всякие основания для опасения попасть в зависимость от ведущих мировых центров политической и экономической мощи (США, Япония, Западная Европа). Президент Сухарто и его правительство понимали, что идея на расширение отношений с Западом, они имели дело не с филантропическим обществом, а с партнерами, которые в обмен на финансово-экономическую помощь потребуют для себя льгот и преимуществ, корректировки политического курса государства, что чуть не соответствовало официальным представлениям о национальных интересах Индонезии.

Индонезийский правящий истеблишмент сознательно пошел на временное усиление зависимости от внешнего мира, представленного в данном случае ведущими промышленно развитыми державами Запада, международными финансовыми организациями и транснациональными корпорациями, чтобы укрепить внутреннюю экономическую и социально-политическую стабильность, создать необходимый материальный фундамент для будущего возвращения к активной роли страны в мировых делах. Оставаться бесконечно долго на позициях слабо развитости для правящей элиты Индонезии было особенно нетерпимым, поскольку она определенно считало свое государство «естественным лидером» Юго-Восточной Азии. Не ограничиваясь этим, она твердо полагала, что Индонезия не имеет права считать себя полностью независимой, если на глобальном уровне она не займет места, соответствующего размерам её территории, численности населения и обилию природных ресурсов[3].  

В начале XXI века страну захлестнули внутренние распри межэтнического и межрелигиозного характера. Население Индонезии обвиняло и требовало отставки президента Вахида, который возглавлял на тот момент страну после Сухарто. Оппозиция обвиняла его в тотальной коррупции, бездействии и неспособности поставить заслон межэтническому насилию, прокатившемуся по многим городам страны. Вахид долго не хотел оставлять свой пост, общество лихорадило и, в конце концов, страну захлестнул новый виток противоречий и распрей между населением и правительством. Вахида сменила Мегавати Сукарнопутри, дочь первого президента Сукарно. Но смена власти не привело к особым изменениям и миру. В стране продолжались террористические акты на волне антизападных и антиамериканских  действий, сопровождаемых событиями 11 сентября 2001 в США. Острые конфликты замечались в провинции Ачех. Уже в 2003 году здесь была объявлено военное положение.

Разрядить ситуацию, закрыть путь к коррупции,  исправить трудное положение и покончить с сепаратистскими мятежами обещал первый в истории Индонезии всенародно избранный президент Сусило Юдойоно. Краеугольный камень его стратегии – экономика, стабильность и  безопасность в стране. Насколько ему удастся сдержать свое обещание, это покажет время.   

                                                                                                 

27.11.2008

Асель Иманалиева, эксперт Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры



[1] Дан старт широкому казахстанско-индонезийскому сотрудничеству //Казахстанская правда. 08.04.1995.

[2] Генин К., Магзумов А. Чем интересна Индонезия для Казахстана: Об итогах визита Н.Назарбаева в Индонезию  // Казахстанская правда. – 30.06.1995.

[3] Севостьянов Г. Япония и оккупированные страны Восточной Азии //Война и рабочий класс.            – 1944. – № 12. – С. 57.



sarap.kz

Барлық құқықтар қорғалған. Толық немесе жартылай материалдарды пайдаланған жағдайда www.sarap.kzсайтына және мақаланың авторына сілтеме жасау міндетті.