19Ноябрь2017

21 Январь 2014 Автор 

Почему возник конфликт в Грузии с Южной Осетией? Анализ внутриполитического конфликта

 

Проблема внутриполитического конфликта - одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Большинство вооруженных конфликтов на сегодняшний день носят не межгосударственный, а внутригосударственный характер, который становится фактором нестабильности и создает угрозу национальной безопасности. На территории СНГ после обретения независимости в странах вспыхнули внутригосударственные конфликты и все еще непредсказуем сценарии их развития. Безусловно, данные конфликты являются производной составной частью дезинтеграции бывшего СССР. Однако специфика каждого из конфликтов определяется своеобразным сочетанием и присутствием различных составляющих. Известно, что внутриполитические конфликты являются самой деструктивной формой конфликтов. Они разрушают государство изнутри, ослабляя и рассеивая хаос по всей стране, и, впоследствии, такие государства являются очагом опасности и угрозы для всего региона.

Гражданские войны и элементы этнического конфликта произошли в Таджикистане, Кыргызстане, Молдове, Грузии, и на других территориях бывшего СССР.  Для прекращения вспышки рецидивов данных конфликтов и достижения резолюции конфликта, необходимо тщательно разобраться в причинах конфликта, его главных и косвенных участниках, а также раскрыть несовместимость противоборствующих сторон. В данной статье будет проанализирован внутриполитический конфликт на примере конфликта в Грузии для глубокого переосмысления и дальнейшего разрешения данного конфликта, ведь известно, что политическое урегулирование грузино-югоосетинского конфликта по-прежнему не достигнуто.

Руководствуясь схемой анализа политического конфликта согласно обучению в университете Уппсала, анализ конфликта выполняется по следующей схеме: предыстория конфликта, нынешнее положение, главные и второстепенные участники конфликта, несовместимость сторон, динамика конфликта [1].

Грузия vs Южная Осетия

В грузино-югоосетинском конфликте, отделившаяся Южная Осетия стремится к признанию другими странами и международными организациями ее как независимого государства. Однако, с точки зрения западных источников, данный конфликт рассматривается как борьба против центральной власти Грузии и вмешательство Российской Федерации во внутренние дела Грузии. Итак, взглянем на предысторию конфликта Грузии с Южной Осетией.

Предыстория и динамика конфликта. Грузия – бывшее советское государство с населением около 4,3 миллионов людей, где одна четвертая часть населения проживает в Тбилиси [2]. Согласно западным источникам, Южная Осетия - государство еще не признанное международным сообществом, и по некоторым данным, она контролируется и представляет интересы Российской власти на территории Кавказского региона.

По географическим особенностям, Южная Осетия находится «внутри» территории Грузии, но де-факто не контролируется грузинским правительством. Территория Южной Осетии окружена со всех сторон Грузией, а на севере граничит с Российской Федерацией (точнее с Северной Осетией) через автодорожный тоннель на Рокском перевале. В 2008 году Южная Осетия была признана как независимая Республика Южная Осетия только несколькими государствами: Россией, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату и Тувала [3] Однако Парламентской Ассамблей ООН и Европейской комиссией Южная Осетия оценивается как «оккупированные Россией части Грузии» [4].

Истоки грузино-югоосетинского конфликта лежат в событиях 1980-х годов, когда активизация грузинского национального движения за независимость и радикальные действия его руководителей (Звиада Гамсахурдиа, первого президента Грузии) привели к резкому обострению отношений между грузинами и этническими меньшинствами (абхазами и осетинами, имевших собственные автономные образования и уже тогда выдвигавшие требования повышения их статуса и далее, образования независимости). Когда Грузия вышла из состава СССР 9 апреля 1991 года, Южная Осетия осталась в ее составе. Весь 1991 год,  весной 1992 года – велись активные военные действия на территории Южной Осетии. В июне 1992 года под давлением России Грузия начала переговоры с Южной Осетией, которые завершились подписанием «Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта».

Периоды вооруженных конфликтов. В 2004 и 2008 годах конфликт возобновился с новой силой, сопровождавшийся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома: грузинское население Южной Осетии была вынуждена бежать во внутренние районы Грузии, юго-осетинское население бежало на территорию Северной Осетии и другие части Российской Федерации [5]. Миротворческие силы не смогли противостоять кровопролитным конфликтам. На территории Южной Осетии находились объединенные Смешанные Силы по Поддержанию мира (ССПМ) с целью резолюции грузино-югоосетинского конфликта. Она была введена во время первого грузино-югоосетинского конфликта в 1992 году, комиссия, которой состояло из четырех равноправных  представителей: Грузии, Северной Осетии, России и Южной Осетии. Однако в сентябре 2008 года, после Пятидневной войны Грузии с Россией за Южную Осетию, Грузия вышла из состава ССПМ.

Нынешнее положение Грузии с Южной Осетией остается неизменной, статус-кво после 2008 года сохранился. Однако нужно отметить, что вновь сформированное правительство (после парламентских выборов 2012 года), именуемое как «Грузинская мечта», заявило о своем намерении улучшить отношения с Россией и абхазскими и осетинскими братьями. [6] Но об улучшении отношении между Грузией и Южной Осетией за счет уступок в вопросе территориальной целостности не идет и речи, что снова ведет к недостижимости консенсуса ситуации.

 Основными участниками грузино-югоосетинского конфликта 2008 года являются Грузия и Южная Осетия. Соотношение сил основных участников конфликта. Косвенными участниками, напрямую влияющие на конфликт являются США (для Грузии) и Россия (для Южной Осетии). Россия является «основным гарантом стабильности» для Южной Осетии, начиная с 1992 года до сегодняшнего дня, обеспечивая военную и идеологическую поддержку. Более слабым вторичным участником в грузино-югоосетинской войне является Абхазия, которая обеспечила ее военной поддержкой в войне 2008 года. В данное время Южная Осетия и Абхазия активно сотрудничают.[7] Однако значительная помощь (практически вся военная помощь) была оказана Россией, которая не только  снабдила военной техникой, но и предоставила гуманитарную помощь гражданам Южной Осетии. Однако Россия (под прикрытием защиты интересов и прав Южной Осетии) стала главным участником в этом конфликте против Грузии, полностью контролируя ситуацию в Южной Осетии, после чего Россия и Грузия разорвали дипломатические отношения между собой [8].

Грузия со своей стороны, находясь под сильным влиянием США стремиться стать членом НАТО и ЕС, проводя законодательные изменения и реформы, а также усиленно ведет борьбу с коррупцией. Но из-за войны 2008 года, Грузии, казалось бы, не видать членства с ЕС и НАТО, однако желанию европеизации Грузии США охотно отвечает и подбадривает, требуя ряд законодательных изменений для вступления в европейскую интеграцию. В войне 2008 года США в отдельных случаях проводила совместные военные учения, оказывая Грузии военную и политическую поддержку, а также финансовую и техническую помощь. Однако США не принимала активного участия в конфликте в отличие от России, которая ввела свои войска на территорию Южной Осетии и выступала в войне против правительства Грузии. 

Главная несовместимость. Определяющими тремя компонентами любого политического конфликта являются несовместимость, действие и участники. Противоборствующие главные участники и косвенные участники, напрямую влияющие на конфликт, были рассмотрены выше, теперь нужно понять несовместимость борющихся сторон. Конфликтующие стороны не смогут прийти к согласию пока не разрешат свою несовместимость в конфликте. Несовместимость в конфликте – это серьезное разногласие, по крайней мере, между двумя сторонами, где их требования не могут быть удовлетворены одинаковыми ресурсами в одно и то же время [9]. Причиной того, что позиции сторон несовместимы, кроются в ограниченности ресурсов, следовательно, их невозможно разделить между противоборствующими сторонами. Главной несовместимостью между Грузией и Южной Осетией кроется в территории Южной Осетии, на ее право обладания. 

Согласно Российским источникам, Южная Осетия де-факто проявляет себя как независимое государство, обладающее своей конституцией и государственной символикой, однако Грузия рассматривает Южную Осетию как Цхинвальский регион [10]. Нынешнее положение является тем, что Южная Осетия стремиться достичь признания независимой республики в мировом сообществе, но Грузия не желает отдавать ей территорию, объявив посягательство на ее «территориальную целостность».

В грузинских источниках дается следующая интерпретация - Цхинвальский регион исторически принадлежал Грузии, юго-осетинцы – «гости» на нашей исторической земле, пришедшие через Кавказские горы (Монголо-татарское нашествие), поэтому они не имеют никакого права отделяться от Грузинской республики, тем более быть частью России [11]. Но юго-осетинцы утверждают, что их присутствие на этой земле является такой же древней как и грузин [12]. Такое различное историческое понимание прошлого, конечно же, не является основным источником конфликта. Здесь лежат более глубокие причины и мотивы «больших игроков».

В югоосетинских источниках юго-осетинцы хотят независимости от Грузии и быть независимым государством (признанным мировым сообществом), однако в некоторых Российских источниках упоминается, что независимость не была постоянной целью Южной Осетии и она хотела присоединиться (под предводительством бывшего президента Южной Осетии – Э. Кокойты) к историческому «родственнику» - Северной Осетии и тем самым интегрироваться с Российской Федерации. Это можно объяснить тем, что основной интерес Южной Осетии, возможно, поменялся со временем, однако это означало бы для Грузии, что их территория принадлежит России. Не исключено, что  активное участие России в грузино-югоосетинском конфликте говорит об их личных интересах. Таким образом, две державы как США и Россия ведут «дележку» Кавказского региона. Россия не желает демократизации в Грузии и пытается отвлечь ее с помощью войн в Южной Осетии. А США, в свою очередь, являясь активным сторонником вовлечения Грузии в евро-атлантические структуры, закрыв глаза на конфликт, содействует вступлению Грузии в ЕС и НАТО [11]. Точка зрения Грузии – противоположная данному конфликту. Они желают вернуть свою прежнюю территорию. Более того, они считают, что основным интересом России является то, что с обретением независимости Грузии после распада СССР, Российская Федерация  хочет сохранить гегемонию на данной территории. В данной ситуации Грузии нужно выстоять и не позволить Российской стороне добиться цели. Отойдя от конфликта между Грузией и Южной Осетией, также можно предположить о конфликте по поводу баланса сил Запада и распространением Российской гегемонии [12].

 Учитывая все это, можно сделать вывод, что Южная Осетия хотела бы сохранить нынешнюю ситуацию как независимый регион со своим правительством (оборонительная позиция) и, что Грузия хочет изменить нынешнюю ситуацию (наступательная позиция) чтобы восстановить потерянную территорию [13]. Соотношение сил между Южной Осетией и Грузией ассиметричное. Очевидно, что если бы не вмешательство России в данный конфликт, то Южная Осетия не смогла бы выстоять в одиночку. С экономической стороны Южная Осетия полностью зависит от России [14].

Внутриполитический конфликт Грузия (Южная Осетия) в таблице

 

тип внутриполитического конфликта

внутриполитический конфликт из-за территории

динамика конфликта

(периоды вооруженных конфликтов)

- 1992 год – вооруженные конфликты Грузия vs Южная Осетия;

- 2004 год - вооруженные конфликты Грузия vs Южная Осетия;

- 2008 год, август – пятидневная война между Грузией и Россией на территории Южной Осетии

субъекты

(основные участники)

- «сепаратисты» из Южной Осетии vs правительство Грузии.

- власти Грузии и Россия (в 2008 году)

косвенные участники, напрямую влияющие на конфликт

Абхазия, Северная Осетия, Россия, США

несовместимость/ причина/ цель

для Южной Осетии – стать международно-признанным государством;

для Грузии – сохранить целостность своего государства

 

Список использованных источников

1 Ralph Sundberg, Sara Linderberg, Erika Forsberg. Курс «Анализ конфликтов» / Университета Уппсала, Департамент по исследованию мира и конфликтов. - 2011 – 2012.

2 Countrymeters Georgia / Счетчик населения Грузии. – 2013, май // http://countrymeters.info/ru/Georgia/

3 Признание независимости Южной Осетии и Абхазии / Заявление Президента России Д. Медведева, 26 августа 2008 //  Вести  http://www.youtube.com/watch?v=AdWoM8T2tLc

4 Кавказ Эксплолер /  Южная Осетия FAQ. Путешествия. - 2013, февраль //  http://explore-kavkaz.ru/tag/south-ossetia/

 5 Documentary video “The conflict in South Ossetia with armored vehicles and tanks” (Конфликт в Южной Осетии с участием бронотехники и  танков). – 2008, October, http://www.youtube.com/playlist?list=PLGay9RD9VmgwaBG-B7qdC4jlrt97Z264M 

 Премьер Грузии в новогоднем поздравлении обратился к абхазам и осетинам, 1 января 2014 год. – 12:51. // Новости – Грузия, доступно на  http://newsgeorgia.ru/politics/20140101/216270689.html

Союзы журналистов Абхазии и Южной Осетии заключили соглашение, 12 января 2014 год. – 13:01.// Новости – Грузия, доступно на http://newsgeorgia.ru/conflict/20140112/216290215.html

8 Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. Заявление замминистра иностранных дел Грузии Г. Вашадзе, 31 августа 2008 год. - 12:46. // Известия. – Политика, доступно на  http://izvestia.ru/news/340216

9 Potier T. Conflict in Nagorno-Karabakh, Abkhazia and South Ossetia / Alegal Appraisal. - Kluwer Law International, 2001. - P.12-15

10 Wallensteen P. Understanding Conflict Resolution, 2nd edition. -  London: SAGE Publications Ltd, 2007. – 311 p.

11 Sanakoev I. Origins and Factors of Georgian - South Ossetian Conflict. - Vladikavkaz, 2004. - P. 44.

12 Freire M. Conflict and Security in the Former Soviet Union // The Role of OSCE: ASGHATE, 2003. – P. 127

13 Нuman Rights Watch “Up in Flames”/ Humanitarian Law Violations and Civilian Victims in the Conflict over South Ossetia, 2009. - P.18-45

14 International Crisis group ICG Europe Report № 159. - 2004 //  http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/untc/unpan019224.pdf

15 Shelley L. Organized Crime and Corruption in Georgia. - Rouledge Taylor & Francis Group, 2008. - P. 1-24, 69-85.

16 UCDP conflict encyclopedia. – Sweden: Uppsala University,  2013 //  http://www.ucdp.uu.se/gpdatabase/gpcountry.php?id=61&regionSelect=9-Eastern_Europe 

 

 

Шұғыла Килыбаева

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 



sarap.kz

Барлық құқықтар қорғалған. Толық немесе жартылай материалдарды пайдаланған жағдайда www.sarap.kzсайтына және мақаланың авторына сілтеме жасау міндетті.

Другие материалы в этой категории: « Афганистан. Индийская защита