Обоснование государственной идеологии в системе аграрной политики Казахстана » Страница 9 » Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры
Приёмная:
+7(727) 375-77-55
Эксперты:
+7(727) 375-88-18
Версия для
слабовидящих
» » Обоснование государственной идеологии в системе аграрной политики Казахстана
22
апрель
2015

Обоснование государственной идеологии в системе аграрной политики Казахстана

«Любая развитая идеология создается, поддерживается

 и совершенствуется как политическое оружие,

а не теоретическая доктрина»

Ханна Арендт 

Аграрная экономика всегда находилась под давлением определенных идеологических догм аграрной политики государства, в результате которого складывалось то или иное положение сельского хозяйства. С конца ХХ века аграрная промышленность государства, по сравнению с другими отраслями отечественной экономики, стала прочно занимать место отсталой составляющей общественного хозяйства страны. На современном этапе по оценкам многих специалистов Казахстан считается страной с самым высоким незадействованным сельскохозяйственным потенциалом в мире. Имея, в свою очередь, стартовые условия для полноценного развития сельского хозяйства и тем временем в должной мере не используя их, страна создает латентную угрозу для безопасности всего человечества. Причинами, породившие подобную проблему, явились: длительное отсутствие научно обоснованной, проверенной и системной практикой хозяйствования аграрной политики государства; формирование сельской экономики теми лицами, которые по собственным интересам влияли на государственные структуры, ответственные за разработку и осуществление аграрной политики. Это, несмотря на то, что политика должна была строиться на реальных проблемах, объективно существующих в отрасли. Указанные причины напрямую связаны с нехваткой той государственной идеологии, которая на должном уровне представила бы стране предназначение сельского хозяйства на основе богатого исторического опыта, обозначила бы тактические цели и задачи, призывая тем, что для их достижения нужна взаимная сплоченность, как со стороны государства и его отдельных структур, так и общества. 
      Идеология, сама по себе, – это не определенный способ ускользнуть от действительности, основная функция идеологии состоит в том, чтобы создать ту социальную реальность, которая бы могла защититься от различных травматических катастроф [1]. Идеологическая платформа, имеющая положительный тон для развития общества, должна  максимально проникать в те отрасли, на которые государство подлинно рассчитывает. Идеология должна навязываться государством лишь тем сферам, которые напрямую зависимы от государственной поддержки и регулирования, а также незаменимы в развитии всей страны. С этой точки зрения, небезызвестна ведущая роль сельского хозяйства для Казахстана, эффективное функционирование которого обеспечит продовольственную безопасность, глубоко соизмеряемая с национальной, экономической, экологической и другими видами безопасности. Развитие аграрного сектора также высоко оценивается в управлении над всевечными проблемами. Так, к примеру, разрешаются вопросы социальной отрасли – безработица, миграция, быстрые темпы урбанизации и др. 
        Историческое прошлое пронизана событиями, где во многих странах идеология стала оружием в руках эшелона власти, поработивших собственный народ путем насаждения ему своего понимания реальности, прикармливания идеями о «светлом» будущем, не закрепленные объективными доводами (они были субъективны и пристрастны). Во все времена идеология осуждалась различными учеными, просветителями – им было чуждо насилие государства над обществом. Однако оправданию подлежит демократически ориентированная «государственная идеология», не идущая на поводу утопических взглядов и созданная во благо всего общества. В реалиях страны таковым может по праву стать создание идеологии для государственной аграрной политики. В отличие от существующих идеологий, тщетно придававшиеся различным мифам, идеология сельского хозяйства страны будет содержать элементы научных знаний, так как она опирается на реальные факты и доводы – сельское хозяйство для народа, издавна проживающего на территории Казахстана, является мерилом благосостояния; земли и климатические условия благоприятствуют выращиванию всевозможных культур, разведению животноводства и т.д.
      Потребность в формировании идеологического базиса аграрной отрасли страны объясняется достаточно длительной продолжительностью сельскохозяйственного кризиса, хронические пороки которого до конца не излечиваются всевозможными реформами, принимаемые государством. Правительственные программы по реформированию сельской общности содержат в себе значительное количество благих задач и приоритетов, которые на первый взгляд создают видимость непоколебимости и успешного исхода всех принятых решений. Однако имеет место быть характерная, для казахстанской государственной политики, тенденция – неэффективное и непрозрачное исполнение государственных программ, в частности и агропродовольственных. Следовательно, между декларируемыми благими намерениями и реализацией их исполнения завсегда лежат другие, и уже нелегальные решения, своевольно принимаемые не для изначально поставленных целей. Здесь, главная недоработка государства заключается в нехватке объективного и исчерпывающего анализа промежуточных и итоговых результатов государственных программ. В случае если Правительство всерьез озаботилось бы тем, чтобы ставить перед собой реалистичные цели, оно безотлагательно проанализировало бы следующие основополагающие вопросы выполнения государственной программы:
      - что не было реализовано в соответствующей государственной программе;
      - каковы причины, факторы нереализованности целей и задач программы;
      - какие механизмы необходимо закладывать в новую программу, чтобы в перспективе она вновь не провалилась.
      Для прогрессивного развития аграрного сектора необходимо поставить перед ним не просто благие и прагматические задачи, но и цели, способные мотивировать и вдохновить сельхозпроизводителей, фермеров и крестьян. Они, будучи еще не отошедшие от плановой экономики, повсеместно проявляют некую безынициативность и ориентированы не на культуру демократического участия, а на культуру пособий. По сути, переход Казахстана на коммерческие рельсы, начатые с жестких приватизационных мер, мотивирующие индивидуальным обогащением, создает существенный дефицит коллективного морального воодушевления. Государственная идеология должна способствовать «лечению» больного общества – избавлению от социальной пассивности и иждивенчества, застаревших догм и стереотипов советского прошлого. Формой, характеризующей сущность и содержание указанной политики, могла бы стать некая Концепция (либо Доктрина) государственной аграрной политики, опираясь на которую можно разрабатывать программы вывода отрасли из отсталости, тем самым закладывая организационную основу устранения кризиса, упрочившегося в аграрном секторе экономики.
      Предлагаемая Концепция исходит из того неопровержимого факта, что реализуемая сегодня аграрная политика однобока и бессистемна. Государственная сельскохозяйственная политика, в том числе информационная политика, на долю которой приходится эта сложная гуманитарная миссия, должна заняться четкой аргументацией, опирающаяся на ценностный подход к аграрной сфере. Современные научные обозреватели с наибольшей точностью заверяют, что чем выше доля ценностных мотиваций и энтузиазма в управленческом мышлении, тем больше он владеет способностью подчинять конъюнктурные краткосрочные цели стратегически-долгосрочным.
       Цели в стратегических масштабах при разработке государственных программ должны упираться на реалистическое видение, строго ограничивающее утилитарный подход. Последняя конструкция предполагает, что в качестве определяющих принципов следует ставить не текущие потребности сегодняшнего дня (какими бы актуальными они ни казались), а стратегические цели казахстанской агропродовольственной сферы. Данное положение обосновывается тем, что продовольственную политику, как основополагающую часть сельского хозяйства, государству необходимо продумывать на долгосрочный период, так как потребность в продовольствии в стране, да и в мире, будет с каждым годом возрастать в геометрическом прогрессе. 
       Казахстанская практика по обозначению цели, целевых индикаторов в государственных программах развития аграрной отрасли, а также их связи с вышестоящими документами порождает немало вопросов. Основными документами, в которых приведено стратегическое планирование агропромышленного комплекса, и на которых ссылаются или должны ссылаться все отраслевые программы, являются «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года» [2] и «Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года» [3]. Представленная главой государства в декабре 2012 г. «Стратегия – 2050» содержит в себе в основном политический курс до 2050 года без конкретного определения целевых установок и разбивки по временным показателям. Единственно отличающаяся стратегическая цель, как по качественным, так и по количественным параметрам, – это «увеличение к 2050 году доли продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 5 раз». С идеологической точки зрения показательны несколько задач, выдвинутые руководством страны, к примеру: «изменить культуру земледелия и возродить с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений наши традиции животноводства». 
     Касательно «Стратегического плана – 2020», то в нем приводятся стратегические цели сельского хозяйства, которые более соответствуют целевым индикаторам: 

Стратегические цели в сфере сельского хозяйства

К 2020 году 
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 4 раза;
урожайность пшеницы составит 1,4 тонны с 1 гектара
К 2015 году
экспортный потенциал аграрной отрасли увеличится до 8% в общем объеме экспорта;
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза; 
повысится доля переработки мяса до 27%, молока – до 40%, плодов и овощей – до 12%
     В целом, при анализе стратегических документов можно выявить тенденцию переустановки взглядов, переосмысления отношения к отрасли сельского хозяйства – постепенно аграрная политика вновь становится одной из ключевых сфер государственного управления. Подобные преобразования также подтвердились недавним выступлением главы государства о недопущении приостановления государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли [4]. Однако в данном случае развитие сельского хозяйства рассматривается не в качестве конечной цели, а как средство для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
       В группу наиболее значимых подходов для разработки сельскохозяйственных программ следует включить системный метод. Несмотря на популярность в теории государственного управления с 50-х годов прошлого века, применение его в действии довольно редко. Основной лейтмотив системного метода, где бы он ни применялся, состоит в необходимости целостного подхода к решению поставленных проблем, в русле которого значительное внимание уделяется взаимосогласованию различных секторальных решений. Следовательно, государственное планирование должно строиться на основе внутренней сбалансированности, где все официальные документы согласованы между собой по целям развития, задачам и показателям результатов. 
        В качестве стратегических и отраслевых программ, в которых выявлены системные несоответствия и корреляции, могут выступать такие официальные документы, как: «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года», «Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы» [5] и «Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы» («Агробизнес – 2020») [6]. Для всеобъемлющего представления проблемы необходимо рассматривать их содержание, используя сравнительный метод. 
        В Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (ГПФИИР) указывается, что основной задачей является «обеспечение конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции в объемах, достаточных для покрытия потребностей внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов, с целью занятия ведущих позиций на внешних рынках». В «Агробизнесе – 2020» главная цель предусматривает «создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК Республики Казахстан». Очевидно, что главная задача и цель данных документов во многом отличаются.
         Наиболее корректным сравнением видится сопоставление целей «Стратегического плана РК – 2020» и целевых индикаторов «Агробизнеса – 2020», поскольку за основу разработки агропромышленной программы указывается «Стратегия – 2020» (см.: Таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ целей и целевых индикаторов «Стратегического плана развития РК до 2020 года» и «Программы по развитию агропромышленного комплекса в РК на 2013-2020 годы»

Стратегический план – 2020

Агробизнес – 2020

Стратегические цели диверсификации экономики

Стратегические индикаторы

К 2020 году
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 4 раза
увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза к 2020 году
К 2015 году
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза
снижение долговой нагрузки СХТП за счет понижения действующей процентной ставки в ходе реструктуризации кредитов на 300 млрд. тенге к 2015 году
Стратегические цели в сфере сельского хозяйства
снижение коэффициента угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов до 0,88 к 2020 году
К 2015 году
экспортный потенциал аграрной отрасли увеличится до 8 % в общем объеме экспорта
увеличение доли пищевой продукции, подверженной мониторинговым лабораторным исследованиям до 0,4 % к 2020 году
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза
введение в оборот дополнительных сельскохозяйственных земель из числа нерационально используемых в объеме 6,8 млн. га к 2020 году
повысится доля переработки мяса до 27 %, молока – до 40 %, плодов и овощей – до 12 %
доля государственных услуг, переведенных в электронный формат, 62 % к 2015 году
 
 
 
 
        Из вышеуказанного сравнения можно сделать ключевой вывод о том, что стратегические индикаторы агропромышленной программы и цели Стратегии полностью не корреспондируются друг с другом – отсутствуют показатели, по которым в целом можно определить и высчитать качественные и количественные составляющие. Индикаторы, обозначенные в Стратегии, по неясным причинам не указываются в главной отраслевой программе, вследствие чего создается множество проблем в процессе их реализации.  
        Следует подчеркнуть, что то же несоответствие присуще отдельным отраслям агропромышленного комплекса. Внешне заметно, что каждое звено совершает действия, охватываемые содержанием его компетенции, довольствуется этим, «забывая» о необходимости внутри организационного и согласованного сотрудничества. Достаточно непросто перейти на реальный программно-целевой метод, когда у каждой программы есть ограниченный круг задач, свои сроки, показатели и ответственные лица. Успешная реализация системного подхода в условиях нынешней экономики требует от правительства особой государственной воли, потому как в интересах самого государства увязывать в одно направление различные отрасли сельского хозяйства. 
        Весьма парадоксальным явлением в отечественной практике становится то положение, когда принимаемые одна за другой агропродовольственные программы, бесконечно выделяемые субсидии, дотации, не приводят к первоначально поставленной цели. Подобная недальновидность государственной политики является следствием допущения важных системных ошибок:
       1) Государственная поддержка предоставляется по принципу «закрытых глаз». Субсидии, к примеру, изначально должны выдаваться тем сельхозпроизводителям, которые предоставляют правительству четкий план, к примеру, по увеличению поголовья скота, разведению культур и т.д.
       2) После предоставления государственной помощи, руководство слабо контролирует исполнение сельхозпроизводителем тех задач и обязанностей, которые были ранее выдвинуты государством.  
       3) Отсутствует профессиональный, объективный и исчерпывающий анализ в течение осуществления сельскохозяйственной политики, а также в период ее заключения. 
       Примеров, свидетельствующих об отходе от системности хозяйствования, достаточно много, а решения для его устранения недостаточно. Подобные выводы наводят на мысли о том, что государство, стало быть, вовсе не заинтересовано в получении действенных результатов, искусственно разрушая хозяйственную инфраструктуру, либо правительство по тому же принципу «закрытых глаз» распределяет государственный бюджет. 
       Стратегическое мышление предполагает реалистическое и объективное, а также в силу того, что сельское хозяйство Казахстана находится в зоне рискованного земледелия, и трагическое видение происходящих событий для обеспечения более прочной связи между долгосрочной политикой и непосредственными решениями. Основная задача государственного регулирования заключается в снижении вероятности неблагоприятного хода событий, минуя сельскохозяйственные катастрофы. Именно поэтому, желательно наличие альтернативных вариантов программы, которые не выбрасываются в корзину, а в нужный момент используются для подстраховки как запасные. Следовательно, специалисты будут разрабатывать государственную программу не экспромтом, а задействовав в этот процесс творческий подход с элементами критической оценки. Фактор «стратегической нестабильности» в сельскохозяйственном секторе Казахстана явление не новое и его достаточно часто можно рассчитать с определенной степенью точности. Для этого к разработке агропродовольственных программ необходимо привлекать соответствующих специалистов, которые смогут составить коэффициент неопределенности в программу, сделав ее намного реалистичней. 
       Особо важной рекомендацией в разработке альтернативных агропродовольственных программ является использование негосударственных организаций, включая заинтересованных коммерческих и бизнес-структур, в данный процесс. В составе разработчиков программы должны быть идеологи, политологи-эксперты – носители научного знания о политическом процессе в стране, а также специализированные в вопросах отрасли сельского хозяйства – ученые.
       Еще одним сдерживающим фактором, который характеризует систему реформирования сельского хозяйства страны, является проблема приоритета неполитических методов с учетом влияния политических факторов. Любая государственная программа, в частности направленная на аграрный сектор, должна быть строго отделена от политической конъюнктуры. Стратегическое планирование программы, рассчитанное на 20-50 лет (иногда даже на длительный период времени), требует разумной дистанцированности от уровня сменяемости правительственных кабинетов. Вместе с тем, процесс разработки государственной программы нуждается в глубоком понимании и реалистическом учете политических факторов. Казахстанский опыт по принятию государственных программ в области сельского хозяйства в большинстве случаев рассчитывается на краткосрочный период времени (кроме программы «Агробизнес-2020»), что указывает на неспособность стратегического планирования и управления. Распространенным явлением стала подготовка новых программ, несмотря на то, что не была завершена реализация ранее принятых. Так, приход нового руководства Министерства сельского хозяйства РК ознаменовалось инициированием в 2012 г. новой отраслевой программы «Агробизнес на 2013-2020 годы», принятая вместо программы на 2010-2014 гг. Из этого можно заключить, что приход нового человека знаменуется новыми идеями и принципами, а самое главное – вся реформенная суета начинается с нуля, и в этот нескрупулезный процесс снова затрачиваются значительные государственные ресурсы, средства. Следует отметить, что предыдущая программа соответствовала по целевым индикаторам «Стратегии-2020», нежели «Агробизнес-2020», в которой  даже наименования показателей не совпадают. Вдобавок ко всему в новой программе отсутствует серия важных задач, связанных с развитием сельского хозяйства – устойчивое использование ресурсов и развитие сельских регионов. 
       До окончательного принятия Концепции также важен и необходим процесс широкого ее обсуждения, который будет способствовать развитию плюралистического общественного мышления. Современное демократическое государственное регулирование и «политика высокого качества» не представляются успешными без использования всего спектра PR-технологий для привлечения внимания заинтересованных лиц к готовящейся программе. 
       Последним, но не теряющим остроту, принципом является готовность своевременно обобщать накопленные результаты в ходе и конце реализации программы. Любая сельскохозяйственная программа требует непрерывной оценки и переоценки результатов, творческого обучения и развития своих способностей. Средства, выделенные на специальную подготовку и переподготовку задействованных в ней специалистов, следует выделить отдельной статьей в бюджете программы. 
       Таким образом, важным результатом Концепции станет, как приведено выше, выявление аграрной стратегии, сущности, содержания и политики государства, проводимой на селе (см.: Таблица 2). 

Таблица 2. Концептуальные индикаторы Государственной аграрной политики РК

 

Индикаторы

Действующая политика

Рекомендуемая (ожидаемая) политика

1

Целевая установка государственной политики

Создание благоприятных условий для развития отдельных отраслей, сфер, направлений, участков аграрного производства
Способствование достижению устойчивого и эффективного ведения всей системы сельского хозяйства и агропромышленного комплекса (АПК)

2

Направленность государственного воздействия

Осуществление предпринимательской инициативы в отдельных сферах агропромышленной системы; разрешение действующих, назревших проблем аграрной экономики, без исследования и дальнейшего искоренения причинных связей
Отход от изжившей себя идеологии хозяйствования; адаптация к условиям, принципам рыночной организации и ведения аграрного производства; внедрение новых, экономически полезных результативных форм и способов контроля над аграрной системой; создание института доверия общества к инициируемым государством мероприятиям, нацеленным на борьбу с отсталостью отраслей сельского хозяйства; государственная помощь в виде льгот и преференций, предоставляемые только при наличии конкретных планов их использования; осуществление национальной предпринимательской инициативы; преодоление отсталости и кризисных явлений всей аграрной системы; защита интересов отечественных товаропроизводителей – преодоление зависимости Казахстана от зарубежных стран по всем основным видам продовольствия (обеспечение продовольственной безопасности страны)

3

Методы реализации государственных программ

Декларативные, преимущественно субъективные, волюнтаристические, навязанные, поверхностные
Объективные, рациональные, научные, прогнозно-ориентированные, осознанные, концептуальные, реалистичные, комплексные

4

Легитимация

Множественность разрозненных, преимущественно системно неоформленных, несогласованных, декларативных, далеких от реальности, не полностью исполняемых и неисполняемых актов (стратегий, документов) управления агропромышленным производством
Общий Закон о Государственной аграрной политике, отличающийся четким понятийным аппаратом, конкретными и детальными указаниями, раскрывающий, характерные отечественной отрасли сельского хозяйства, свойства и особенности 
        Таким образом, для Казахстана наступил тот переломный (с одной стороны, возможно, и благодатный) момент, когда полагается постепенно отходить от нефтяной кабалы и возрождать, издавна свойственное народу, культуру широкого развития сельского хозяйства, а также по примеру развитых стран, не имеющих столь значительных объемов нефтяных и прочих ресурсов, разрабатывать собственные передовые технологии, иначе говоря – находить альтернативу. Подобные преобразования, в свою очередь, нуждаются в рациональной идеологической (воспитательной) работе. Точечное реформирование аграрной политики государства, ее признание и утверждение в системе сельского хозяйства и АПК – процесс длительный и чрезвычайно сложный, требующий решения масштабных социально-экономических вопросов. Первоначальная же работа по укреплению и развитию аграрной отрасли должна проводиться посредством создания всеобщего мнения о сельском хозяйстве как об определяющем и крайне важном секторе экономики страны. Существенную роль в реализации данной категории может сыграть разработка единой, систематизированной Концепции агропродовольственной политики, а также высокая доля государственного участия и помощи в повсеместном распространении идей Концепции. Следует отметить, что Концепция включает в себя не только обозначение ключевой цели, направлений, самое главное, Концепция должна стать инструкцией для разработок стратегических отраслевых программ, вследствие чего государственная политика в области сельского хозяйства будет постепенно переходить от разрозненного состояния к системно-комплексному.

Список использованных источников

1. Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. – М.: «Художественный журнал», 1999. – ISBN 5-901116-01-1. – C. 52.
2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года / www.akorda.kz.
3. Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года / www.akorda.kz.
4. Назарбаев рассказал почему казахстанцы не живут, как жители Эмиратов /  https://news.mail.ru
5. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы / www.akorda.kz.
6. Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес – 2020» от «18» февраля 2013 года, № 151
 
Жангужекова Динара
Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Valyanah
Valyanah
11 сентября 2020 23:42
is sur internet 49e2 is 20mg vidal 49e2 is 100mg price in rs 49e2 genuine is in the uk 49e2

wow pfizer is 49e2 is sale canada 49e2 efeitos do ato do is 49e2 best is professional price 49e2
Valyanah
Valyanah
11 сентября 2020 23:42
a75621 cheapest cialis 10mg generic cialis generic cialis cialis e viagr cialis generico natural herbs viagra viagra cheap canadian viagra 100mg viagra kaufen rezeptfrei
Valyanah
Valyanah
11 сентября 2020 23:45
is 5 mg dont work 49e2 is usa low price 49e2 is bottle label 49e2 lowcostis 49e2

brand is online purchase 49e2 achat is comprims 49e2 be is turkey 49e2 be cheapest is online 49e2
Valyanah
Valyanah
11 сентября 2020 23:46
a75611 click here buy cialis online cialis generic cialiscialis tampa florida cialis genericoviagra england kaufen viagra cheapviagra vorzeitiger samenerguss viagra billig
Lappenah
Lappenah
11 сентября 2020 23:49
be is soft online canada b43a gnc is alternative b43a
Aldonanah
Aldonanah
11 сентября 2020 23:56
7bfb11 cialis non prescription needed cialiscialis 10 mg lilly prei cialis online

7bfb11 preise cialis generika buy cialiscialis 10 mg generique cheap cialis
Lappenah
Lappenah
11 сентября 2020 23:57
is discount drug store b43a is online keine verordnung b43a
nah
nah
11 сентября 2020 23:57
buy viagra online overnight buy viagra viagra samples scam viagra uk generic
Aldonanah
Aldonanah
11 сентября 2020 23:58
7bfb11 cialis o levitra pde online cialiscan we take 40 mg cialis cialis
Aldonanah
Aldonanah
12 сентября 2020 00:01
7bfb21 women take husbands cialis cheap cialis le prix cialis 20mg generic cialis online
Aldonanah
Aldonanah
12 сентября 2020 00:01
7bfb11 cialis generico culiacan cialis onlineda narucim cialis cialis
Aldonanah
Aldonanah
12 сентября 2020 00:06
just try online us is cdb6 is prices 20mg cdb6
Veranah
Veranah
12 сентября 2020 00:07
be0021 donde comprar cialis en espan online cialis comments cialis sales generic cialis cialis generika thailand cheap cialis online cheap cialis chewable cheap cialis
Veranah
Veranah
12 сентября 2020 00:11
be0011 buying cialis from espana buy generic cialiscialis generique en uk cheap cialis onlinepriligy and cialis online cialiscialis quel ag cialis

53e911 cpill order viagra viagra onlinecommande viagra et cialis buy viagraviagra smoothie viagravery good site cialis uk generic cialis online
Licursinah
Licursinah
12 сентября 2020 00:12
53e921 viagra pfizer precio generic viagra cheap viagra for sale uk viagra generic kosten viagra rezept buy viagra generic cialis 40 mg india online cialis
Licursinah
Licursinah
12 сентября 2020 00:18
viagra valencia viagra generic buy viagralegal viagra online australia buy viagra online viagra super active plusviagra comprar receita buy viagra viagracialis free offer cheap cialis buy cialis online

costo viagra 100 viagra generic generic viagralook there low price viagra viagra generic viagra couponhow to buy viagra at walgreens viagra buy viagracialis prix discoun online cialis generic cialis online
Licursinah
Licursinah
12 сентября 2020 00:22
53e921 just try viagra mexico viagra cheap vente viagra pharmacie andorre buy viagra viagra 100mg prices in hindi viagra cheap follow link buy cialis generic cheap cialis
Vallenah
Vallenah
12 сентября 2020 00:26
cialis pas cher acquisto cialis comprare cialis senza ricettabuy viagra brand with paypal viagra generic viagra

6f5611 cialis barato cialis genericocommander viagra rapidement viagra generic
Vallenah
Vallenah
12 сентября 2020 00:26
6f5611 cialis retail sales uk compra cialis genericosildenafil viagra online buy generic viagra
Mozolevanah
Mozolevanah
12 сентября 2020 00:28
5f7511 cheapest canadian viagra viagra generic
Vallenah
Vallenah
12 сентября 2020 00:31
follow link online us cialis acquisto cialis acquisto cialisviagra edad se toma generic viagra viagra cheap
Vallenah
Vallenah
12 сентября 2020 00:31
6f5611 price of cialis online in uk cialis genericovisit web site brand viagra buy viagra online
Mozolevanah
Mozolevanah
12 сентября 2020 00:35
viagra price 25 mg 50 mg buy viagra buy viagra online
Mozolevanah
Mozolevanah
12 сентября 2020 00:37
5f7521 viagra pas cher viagra
Mozolevanah
Mozolevanah
12 сентября 2020 00:41
viagra levitra impotenza viagra cheap viagra online
Alyonanah
Alyonanah
12 сентября 2020 00:41
c82811 cialis aus europa kaufe cialis buy cialis onlinehow to use cialis effectively cialis genericoviagra sale uk view buy generic viagrano prescription viagra cialis viagra preise
Alyonanah
Alyonanah
12 сентября 2020 00:44
c82811 generic cialis does not work cialis buy cialis onlinecialis en inde comprare cialis senza ricettaviagra logo download online viagrawirkung von viagra bei gesunde viagra billig
Khainah
Khainah
12 сентября 2020 00:45
6f5621 high quality writing service buy generic cialis viagra generico e bom viagra what does viagra 100mg cost viagra online very good site womens viagra buy viagra
Alyonanah
Alyonanah
12 сентября 2020 00:46
generic cialis does not work buy cialis online cialis onlinegeneric cialis super active acquisto cialis acquisto cialis in italialow cost viagra reviews viagra cheap buy viagrapastillas viagra vent viagra kaufen billig viagra kaufen billig
Khainah
Khainah
12 сентября 2020 00:46
6f5611 professional custom writing generic cialisviagra 5mg generici online viagracialis viagra combination buy viagra99 generic viagra viagra