Обоснование государственной идеологии в системе аграрной политики Казахстана » Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры
Приёмная:
+7(727) 375-77-55
Эксперты:
+7(727) 375-88-18
Версия для
слабовидящих
» » Обоснование государственной идеологии в системе аграрной политики Казахстана
22
апрель
2015

Обоснование государственной идеологии в системе аграрной политики Казахстана

«Любая развитая идеология создается, поддерживается

 и совершенствуется как политическое оружие,

а не теоретическая доктрина»

Ханна Арендт 

Аграрная экономика всегда находилась под давлением определенных идеологических догм аграрной политики государства, в результате которого складывалось то или иное положение сельского хозяйства. С конца ХХ века аграрная промышленность государства, по сравнению с другими отраслями отечественной экономики, стала прочно занимать место отсталой составляющей общественного хозяйства страны. На современном этапе по оценкам многих специалистов Казахстан считается страной с самым высоким незадействованным сельскохозяйственным потенциалом в мире. Имея, в свою очередь, стартовые условия для полноценного развития сельского хозяйства и тем временем в должной мере не используя их, страна создает латентную угрозу для безопасности всего человечества. Причинами, породившие подобную проблему, явились: длительное отсутствие научно обоснованной, проверенной и системной практикой хозяйствования аграрной политики государства; формирование сельской экономики теми лицами, которые по собственным интересам влияли на государственные структуры, ответственные за разработку и осуществление аграрной политики. Это, несмотря на то, что политика должна была строиться на реальных проблемах, объективно существующих в отрасли. Указанные причины напрямую связаны с нехваткой той государственной идеологии, которая на должном уровне представила бы стране предназначение сельского хозяйства на основе богатого исторического опыта, обозначила бы тактические цели и задачи, призывая тем, что для их достижения нужна взаимная сплоченность, как со стороны государства и его отдельных структур, так и общества. 
      Идеология, сама по себе, – это не определенный способ ускользнуть от действительности, основная функция идеологии состоит в том, чтобы создать ту социальную реальность, которая бы могла защититься от различных травматических катастроф [1]. Идеологическая платформа, имеющая положительный тон для развития общества, должна  максимально проникать в те отрасли, на которые государство подлинно рассчитывает. Идеология должна навязываться государством лишь тем сферам, которые напрямую зависимы от государственной поддержки и регулирования, а также незаменимы в развитии всей страны. С этой точки зрения, небезызвестна ведущая роль сельского хозяйства для Казахстана, эффективное функционирование которого обеспечит продовольственную безопасность, глубоко соизмеряемая с национальной, экономической, экологической и другими видами безопасности. Развитие аграрного сектора также высоко оценивается в управлении над всевечными проблемами. Так, к примеру, разрешаются вопросы социальной отрасли – безработица, миграция, быстрые темпы урбанизации и др. 
        Историческое прошлое пронизана событиями, где во многих странах идеология стала оружием в руках эшелона власти, поработивших собственный народ путем насаждения ему своего понимания реальности, прикармливания идеями о «светлом» будущем, не закрепленные объективными доводами (они были субъективны и пристрастны). Во все времена идеология осуждалась различными учеными, просветителями – им было чуждо насилие государства над обществом. Однако оправданию подлежит демократически ориентированная «государственная идеология», не идущая на поводу утопических взглядов и созданная во благо всего общества. В реалиях страны таковым может по праву стать создание идеологии для государственной аграрной политики. В отличие от существующих идеологий, тщетно придававшиеся различным мифам, идеология сельского хозяйства страны будет содержать элементы научных знаний, так как она опирается на реальные факты и доводы – сельское хозяйство для народа, издавна проживающего на территории Казахстана, является мерилом благосостояния; земли и климатические условия благоприятствуют выращиванию всевозможных культур, разведению животноводства и т.д.
      Потребность в формировании идеологического базиса аграрной отрасли страны объясняется достаточно длительной продолжительностью сельскохозяйственного кризиса, хронические пороки которого до конца не излечиваются всевозможными реформами, принимаемые государством. Правительственные программы по реформированию сельской общности содержат в себе значительное количество благих задач и приоритетов, которые на первый взгляд создают видимость непоколебимости и успешного исхода всех принятых решений. Однако имеет место быть характерная, для казахстанской государственной политики, тенденция – неэффективное и непрозрачное исполнение государственных программ, в частности и агропродовольственных. Следовательно, между декларируемыми благими намерениями и реализацией их исполнения завсегда лежат другие, и уже нелегальные решения, своевольно принимаемые не для изначально поставленных целей. Здесь, главная недоработка государства заключается в нехватке объективного и исчерпывающего анализа промежуточных и итоговых результатов государственных программ. В случае если Правительство всерьез озаботилось бы тем, чтобы ставить перед собой реалистичные цели, оно безотлагательно проанализировало бы следующие основополагающие вопросы выполнения государственной программы:
      - что не было реализовано в соответствующей государственной программе;
      - каковы причины, факторы нереализованности целей и задач программы;
      - какие механизмы необходимо закладывать в новую программу, чтобы в перспективе она вновь не провалилась.
      Для прогрессивного развития аграрного сектора необходимо поставить перед ним не просто благие и прагматические задачи, но и цели, способные мотивировать и вдохновить сельхозпроизводителей, фермеров и крестьян. Они, будучи еще не отошедшие от плановой экономики, повсеместно проявляют некую безынициативность и ориентированы не на культуру демократического участия, а на культуру пособий. По сути, переход Казахстана на коммерческие рельсы, начатые с жестких приватизационных мер, мотивирующие индивидуальным обогащением, создает существенный дефицит коллективного морального воодушевления. Государственная идеология должна способствовать «лечению» больного общества – избавлению от социальной пассивности и иждивенчества, застаревших догм и стереотипов советского прошлого. Формой, характеризующей сущность и содержание указанной политики, могла бы стать некая Концепция (либо Доктрина) государственной аграрной политики, опираясь на которую можно разрабатывать программы вывода отрасли из отсталости, тем самым закладывая организационную основу устранения кризиса, упрочившегося в аграрном секторе экономики.
      Предлагаемая Концепция исходит из того неопровержимого факта, что реализуемая сегодня аграрная политика однобока и бессистемна. Государственная сельскохозяйственная политика, в том числе информационная политика, на долю которой приходится эта сложная гуманитарная миссия, должна заняться четкой аргументацией, опирающаяся на ценностный подход к аграрной сфере. Современные научные обозреватели с наибольшей точностью заверяют, что чем выше доля ценностных мотиваций и энтузиазма в управленческом мышлении, тем больше он владеет способностью подчинять конъюнктурные краткосрочные цели стратегически-долгосрочным.
       Цели в стратегических масштабах при разработке государственных программ должны упираться на реалистическое видение, строго ограничивающее утилитарный подход. Последняя конструкция предполагает, что в качестве определяющих принципов следует ставить не текущие потребности сегодняшнего дня (какими бы актуальными они ни казались), а стратегические цели казахстанской агропродовольственной сферы. Данное положение обосновывается тем, что продовольственную политику, как основополагающую часть сельского хозяйства, государству необходимо продумывать на долгосрочный период, так как потребность в продовольствии в стране, да и в мире, будет с каждым годом возрастать в геометрическом прогрессе. 
       Казахстанская практика по обозначению цели, целевых индикаторов в государственных программах развития аграрной отрасли, а также их связи с вышестоящими документами порождает немало вопросов. Основными документами, в которых приведено стратегическое планирование агропромышленного комплекса, и на которых ссылаются или должны ссылаться все отраслевые программы, являются «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года» [2] и «Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года» [3]. Представленная главой государства в декабре 2012 г. «Стратегия – 2050» содержит в себе в основном политический курс до 2050 года без конкретного определения целевых установок и разбивки по временным показателям. Единственно отличающаяся стратегическая цель, как по качественным, так и по количественным параметрам, – это «увеличение к 2050 году доли продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 5 раз». С идеологической точки зрения показательны несколько задач, выдвинутые руководством страны, к примеру: «изменить культуру земледелия и возродить с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений наши традиции животноводства». 
     Касательно «Стратегического плана – 2020», то в нем приводятся стратегические цели сельского хозяйства, которые более соответствуют целевым индикаторам: 

Стратегические цели в сфере сельского хозяйства

К 2020 году 
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 4 раза;
урожайность пшеницы составит 1,4 тонны с 1 гектара
К 2015 году
экспортный потенциал аграрной отрасли увеличится до 8% в общем объеме экспорта;
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза; 
повысится доля переработки мяса до 27%, молока – до 40%, плодов и овощей – до 12%
     В целом, при анализе стратегических документов можно выявить тенденцию переустановки взглядов, переосмысления отношения к отрасли сельского хозяйства – постепенно аграрная политика вновь становится одной из ключевых сфер государственного управления. Подобные преобразования также подтвердились недавним выступлением главы государства о недопущении приостановления государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли [4]. Однако в данном случае развитие сельского хозяйства рассматривается не в качестве конечной цели, а как средство для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
       В группу наиболее значимых подходов для разработки сельскохозяйственных программ следует включить системный метод. Несмотря на популярность в теории государственного управления с 50-х годов прошлого века, применение его в действии довольно редко. Основной лейтмотив системного метода, где бы он ни применялся, состоит в необходимости целостного подхода к решению поставленных проблем, в русле которого значительное внимание уделяется взаимосогласованию различных секторальных решений. Следовательно, государственное планирование должно строиться на основе внутренней сбалансированности, где все официальные документы согласованы между собой по целям развития, задачам и показателям результатов. 
        В качестве стратегических и отраслевых программ, в которых выявлены системные несоответствия и корреляции, могут выступать такие официальные документы, как: «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года», «Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы» [5] и «Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы» («Агробизнес – 2020») [6]. Для всеобъемлющего представления проблемы необходимо рассматривать их содержание, используя сравнительный метод. 
        В Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (ГПФИИР) указывается, что основной задачей является «обеспечение конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции в объемах, достаточных для покрытия потребностей внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов, с целью занятия ведущих позиций на внешних рынках». В «Агробизнесе – 2020» главная цель предусматривает «создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК Республики Казахстан». Очевидно, что главная задача и цель данных документов во многом отличаются.
         Наиболее корректным сравнением видится сопоставление целей «Стратегического плана РК – 2020» и целевых индикаторов «Агробизнеса – 2020», поскольку за основу разработки агропромышленной программы указывается «Стратегия – 2020» (см.: Таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ целей и целевых индикаторов «Стратегического плана развития РК до 2020 года» и «Программы по развитию агропромышленного комплекса в РК на 2013-2020 годы»

Стратегический план – 2020

Агробизнес – 2020

Стратегические цели диверсификации экономики

Стратегические индикаторы

К 2020 году
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 4 раза
увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза к 2020 году
К 2015 году
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза
снижение долговой нагрузки СХТП за счет понижения действующей процентной ставки в ходе реструктуризации кредитов на 300 млрд. тенге к 2015 году
Стратегические цели в сфере сельского хозяйства
снижение коэффициента угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов до 0,88 к 2020 году
К 2015 году
экспортный потенциал аграрной отрасли увеличится до 8 % в общем объеме экспорта
увеличение доли пищевой продукции, подверженной мониторинговым лабораторным исследованиям до 0,4 % к 2020 году
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза
введение в оборот дополнительных сельскохозяйственных земель из числа нерационально используемых в объеме 6,8 млн. га к 2020 году
повысится доля переработки мяса до 27 %, молока – до 40 %, плодов и овощей – до 12 %
доля государственных услуг, переведенных в электронный формат, 62 % к 2015 году
 
 
 
 
        Из вышеуказанного сравнения можно сделать ключевой вывод о том, что стратегические индикаторы агропромышленной программы и цели Стратегии полностью не корреспондируются друг с другом – отсутствуют показатели, по которым в целом можно определить и высчитать качественные и количественные составляющие. Индикаторы, обозначенные в Стратегии, по неясным причинам не указываются в главной отраслевой программе, вследствие чего создается множество проблем в процессе их реализации.  
        Следует подчеркнуть, что то же несоответствие присуще отдельным отраслям агропромышленного комплекса. Внешне заметно, что каждое звено совершает действия, охватываемые содержанием его компетенции, довольствуется этим, «забывая» о необходимости внутри организационного и согласованного сотрудничества. Достаточно непросто перейти на реальный программно-целевой метод, когда у каждой программы есть ограниченный круг задач, свои сроки, показатели и ответственные лица. Успешная реализация системного подхода в условиях нынешней экономики требует от правительства особой государственной воли, потому как в интересах самого государства увязывать в одно направление различные отрасли сельского хозяйства. 
        Весьма парадоксальным явлением в отечественной практике становится то положение, когда принимаемые одна за другой агропродовольственные программы, бесконечно выделяемые субсидии, дотации, не приводят к первоначально поставленной цели. Подобная недальновидность государственной политики является следствием допущения важных системных ошибок:
       1) Государственная поддержка предоставляется по принципу «закрытых глаз». Субсидии, к примеру, изначально должны выдаваться тем сельхозпроизводителям, которые предоставляют правительству четкий план, к примеру, по увеличению поголовья скота, разведению культур и т.д.
       2) После предоставления государственной помощи, руководство слабо контролирует исполнение сельхозпроизводителем тех задач и обязанностей, которые были ранее выдвинуты государством.  
       3) Отсутствует профессиональный, объективный и исчерпывающий анализ в течение осуществления сельскохозяйственной политики, а также в период ее заключения. 
       Примеров, свидетельствующих об отходе от системности хозяйствования, достаточно много, а решения для его устранения недостаточно. Подобные выводы наводят на мысли о том, что государство, стало быть, вовсе не заинтересовано в получении действенных результатов, искусственно разрушая хозяйственную инфраструктуру, либо правительство по тому же принципу «закрытых глаз» распределяет государственный бюджет. 
       Стратегическое мышление предполагает реалистическое и объективное, а также в силу того, что сельское хозяйство Казахстана находится в зоне рискованного земледелия, и трагическое видение происходящих событий для обеспечения более прочной связи между долгосрочной политикой и непосредственными решениями. Основная задача государственного регулирования заключается в снижении вероятности неблагоприятного хода событий, минуя сельскохозяйственные катастрофы. Именно поэтому, желательно наличие альтернативных вариантов программы, которые не выбрасываются в корзину, а в нужный момент используются для подстраховки как запасные. Следовательно, специалисты будут разрабатывать государственную программу не экспромтом, а задействовав в этот процесс творческий подход с элементами критической оценки. Фактор «стратегической нестабильности» в сельскохозяйственном секторе Казахстана явление не новое и его достаточно часто можно рассчитать с определенной степенью точности. Для этого к разработке агропродовольственных программ необходимо привлекать соответствующих специалистов, которые смогут составить коэффициент неопределенности в программу, сделав ее намного реалистичней. 
       Особо важной рекомендацией в разработке альтернативных агропродовольственных программ является использование негосударственных организаций, включая заинтересованных коммерческих и бизнес-структур, в данный процесс. В составе разработчиков программы должны быть идеологи, политологи-эксперты – носители научного знания о политическом процессе в стране, а также специализированные в вопросах отрасли сельского хозяйства – ученые.
       Еще одним сдерживающим фактором, который характеризует систему реформирования сельского хозяйства страны, является проблема приоритета неполитических методов с учетом влияния политических факторов. Любая государственная программа, в частности направленная на аграрный сектор, должна быть строго отделена от политической конъюнктуры. Стратегическое планирование программы, рассчитанное на 20-50 лет (иногда даже на длительный период времени), требует разумной дистанцированности от уровня сменяемости правительственных кабинетов. Вместе с тем, процесс разработки государственной программы нуждается в глубоком понимании и реалистическом учете политических факторов. Казахстанский опыт по принятию государственных программ в области сельского хозяйства в большинстве случаев рассчитывается на краткосрочный период времени (кроме программы «Агробизнес-2020»), что указывает на неспособность стратегического планирования и управления. Распространенным явлением стала подготовка новых программ, несмотря на то, что не была завершена реализация ранее принятых. Так, приход нового руководства Министерства сельского хозяйства РК ознаменовалось инициированием в 2012 г. новой отраслевой программы «Агробизнес на 2013-2020 годы», принятая вместо программы на 2010-2014 гг. Из этого можно заключить, что приход нового человека знаменуется новыми идеями и принципами, а самое главное – вся реформенная суета начинается с нуля, и в этот нескрупулезный процесс снова затрачиваются значительные государственные ресурсы, средства. Следует отметить, что предыдущая программа соответствовала по целевым индикаторам «Стратегии-2020», нежели «Агробизнес-2020», в которой  даже наименования показателей не совпадают. Вдобавок ко всему в новой программе отсутствует серия важных задач, связанных с развитием сельского хозяйства – устойчивое использование ресурсов и развитие сельских регионов. 
       До окончательного принятия Концепции также важен и необходим процесс широкого ее обсуждения, который будет способствовать развитию плюралистического общественного мышления. Современное демократическое государственное регулирование и «политика высокого качества» не представляются успешными без использования всего спектра PR-технологий для привлечения внимания заинтересованных лиц к готовящейся программе. 
       Последним, но не теряющим остроту, принципом является готовность своевременно обобщать накопленные результаты в ходе и конце реализации программы. Любая сельскохозяйственная программа требует непрерывной оценки и переоценки результатов, творческого обучения и развития своих способностей. Средства, выделенные на специальную подготовку и переподготовку задействованных в ней специалистов, следует выделить отдельной статьей в бюджете программы. 
       Таким образом, важным результатом Концепции станет, как приведено выше, выявление аграрной стратегии, сущности, содержания и политики государства, проводимой на селе (см.: Таблица 2). 

Таблица 2. Концептуальные индикаторы Государственной аграрной политики РК

 

Индикаторы

Действующая политика

Рекомендуемая (ожидаемая) политика

1

Целевая установка государственной политики

Создание благоприятных условий для развития отдельных отраслей, сфер, направлений, участков аграрного производства
Способствование достижению устойчивого и эффективного ведения всей системы сельского хозяйства и агропромышленного комплекса (АПК)

2

Направленность государственного воздействия

Осуществление предпринимательской инициативы в отдельных сферах агропромышленной системы; разрешение действующих, назревших проблем аграрной экономики, без исследования и дальнейшего искоренения причинных связей
Отход от изжившей себя идеологии хозяйствования; адаптация к условиям, принципам рыночной организации и ведения аграрного производства; внедрение новых, экономически полезных результативных форм и способов контроля над аграрной системой; создание института доверия общества к инициируемым государством мероприятиям, нацеленным на борьбу с отсталостью отраслей сельского хозяйства; государственная помощь в виде льгот и преференций, предоставляемые только при наличии конкретных планов их использования; осуществление национальной предпринимательской инициативы; преодоление отсталости и кризисных явлений всей аграрной системы; защита интересов отечественных товаропроизводителей – преодоление зависимости Казахстана от зарубежных стран по всем основным видам продовольствия (обеспечение продовольственной безопасности страны)

3

Методы реализации государственных программ

Декларативные, преимущественно субъективные, волюнтаристические, навязанные, поверхностные
Объективные, рациональные, научные, прогнозно-ориентированные, осознанные, концептуальные, реалистичные, комплексные

4

Легитимация

Множественность разрозненных, преимущественно системно неоформленных, несогласованных, декларативных, далеких от реальности, не полностью исполняемых и неисполняемых актов (стратегий, документов) управления агропромышленным производством
Общий Закон о Государственной аграрной политике, отличающийся четким понятийным аппаратом, конкретными и детальными указаниями, раскрывающий, характерные отечественной отрасли сельского хозяйства, свойства и особенности 
        Таким образом, для Казахстана наступил тот переломный (с одной стороны, возможно, и благодатный) момент, когда полагается постепенно отходить от нефтяной кабалы и возрождать, издавна свойственное народу, культуру широкого развития сельского хозяйства, а также по примеру развитых стран, не имеющих столь значительных объемов нефтяных и прочих ресурсов, разрабатывать собственные передовые технологии, иначе говоря – находить альтернативу. Подобные преобразования, в свою очередь, нуждаются в рациональной идеологической (воспитательной) работе. Точечное реформирование аграрной политики государства, ее признание и утверждение в системе сельского хозяйства и АПК – процесс длительный и чрезвычайно сложный, требующий решения масштабных социально-экономических вопросов. Первоначальная же работа по укреплению и развитию аграрной отрасли должна проводиться посредством создания всеобщего мнения о сельском хозяйстве как об определяющем и крайне важном секторе экономики страны. Существенную роль в реализации данной категории может сыграть разработка единой, систематизированной Концепции агропродовольственной политики, а также высокая доля государственного участия и помощи в повсеместном распространении идей Концепции. Следует отметить, что Концепция включает в себя не только обозначение ключевой цели, направлений, самое главное, Концепция должна стать инструкцией для разработок стратегических отраслевых программ, вследствие чего государственная политика в области сельского хозяйства будет постепенно переходить от разрозненного состояния к системно-комплексному.

Список использованных источников

1. Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. – М.: «Художественный журнал», 1999. – ISBN 5-901116-01-1. – C. 52.
2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года / www.akorda.kz.
3. Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года / www.akorda.kz.
4. Назарбаев рассказал почему казахстанцы не живут, как жители Эмиратов /  https://news.mail.ru
5. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы / www.akorda.kz.
6. Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес – 2020» от «18» февраля 2013 года, № 151
 
Жангужекова Динара
Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
WeikSIC
WeikSIC
2 апреля 2021 21:32
viagra dosering flashback viagra generique viagra sur internetpayday advance huntsville al online payday loans faxless payday advancecustom speech writers buy generic cialis buy generic cialisviagra plus no prrescription buy viagra cheap viagra

viagra ordonnance suisse viagra cheap viagra cheapdiscounts on viagra 100mg cheap viagra buy viagrain linea il viagra in svizzera viagra viagra
ZuevaSIC
ZuevaSIC
3 апреля 2021 14:30
922211 the cheapest generic viagra buy generic viagrathe best choice viagra viagra onlinecialis to buy coupons pharmacy cheap cialisviagra sales best buy viagra
ZhenyaSIC
ZhenyaSIC
4 апреля 2021 08:00
viagra online pharmacist viagra buy viagra online

buy viagra in zurich acheter viagra sans ordonnance viagra venteowing payday loans payday loans faxless payday advancei need help writing a literature review generic cialis online erectile dysfunction pills

nmero ntasinrecetaviagra viagra viagra cheapacquisto viagra online rischi cheap viagra canadian viagraviagra pharmacie francaise buy viagra canadian viagra

viagra golf buy viagra canadian viagraenter site cialis purchase buy cialis online cheap cialis onlineviagra para hombres preci buy generic viagra online viagrawalmart drug price viagra viagra cheap buy viagra

cialis 5 mg foru cialis online online cialis

canadian cheap is 6468 can i take 3 x 5 mg is 6468 australian suppliers is 6468
KarenSIC
KarenSIC
4 апреля 2021 10:42
is pills subscription b43a is ato em campinas b43a is mit rezept preis b43a at is online b43a
FokinaSIC
FokinaSIC
4 апреля 2021 10:59
244811 viagra le meilleur march buy generic viagra onlineget viagra over internet online viagratry it viagra alternetives viagra

the true about generic viagra buy viagra buy viagracanadian viagra soft tablet viagra generic buy viagraviagra vrai achete buy viagra cheap viagrahow to order viagra soft generic viagra online viagra
SolovevaSIC
SolovevaSIC
4 апреля 2021 11:02
be is pay western union 9831 is preis thailand 9831 does at is work yahoo 9831 canada meds online pill is 9831
AlyonaSIC
AlyonaSIC
4 апреля 2021 11:53
ab5811 a href buy cialis a buy cialisonly now viagra 50 mg online generic viagra

best viagra for young men cheap viagra cheap viagraviagra muy barato ningn rx buy viagra cheap viagra

comprar cialis en paraguay cialis online generic cialis
NinaSIC
NinaSIC
4 апреля 2021 11:59
discount is daily 5 mg 6468 at is legal australia 6468
NinaSIC
NinaSIC
4 апреля 2021 12:28
be0011 anyone use generic cialis cheap cialisbest sites viagra pills online viagra achat

viagra doctors sacramento ca viagra online buy viagraviagra 25 mg dose viagra viagra cheapbuy cialis 20mg buy cialis online cialis onlinegenerico cialis italia cialis generic cialis generic

generic cialis shipping generic cialis cheap cialistry it cialis on line cialis online generic cialisviagra causes change in vision viagra sur internet acheter viagra sans ordonnance
NalSIC
NalSIC
4 апреля 2021 12:33
is frei verkauflic 1a96 just try at is site 1a96 should teens take is 1a96
NalSIC
NalSIC
4 апреля 2021 12:34
922211 comprar cialis en peru online cialis200 cialis cialis onlineviagra nitroglycerine acheter viagra generique
OrlovaSIC
OrlovaSIC
4 апреля 2021 12:45
how long does it usually take to get a personal loan c854 business plan writers in massachusetts c854 is ukraine c854
DarielySIC
DarielySIC
4 апреля 2021 12:51
1fd011 viagra come comprar buy generic viagrapills like viagra for women viagra onlinecialis bestellen germany cheap cialis

teilbar viagra cialis levitra canadian viagra generic viagracanadian pharmacy cheap viagra viagra cheap cheap viagra40 mg generic cialis cheap cialis online cialis
OrlovaSIC
OrlovaSIC
4 апреля 2021 12:52
bad credit personal loan lenders florida c854 business plan writers in massachusetts c854 to be brand is in uk c854
DesaniSIC
DesaniSIC
4 апреля 2021 13:04
look here lowest viagra price viagra viagra cheapcialis viagra and levitra cheap viagra viagra cheapviagra pills singapore buy viagra buy viagraprice of viagra soft tabs canadian viagra buy viagra

dd9f11 for viagra sale buy generic viagra onlinese vende viagra madrid viagra onlineviagra per pesci buy viagra buy viagra from canada buy viagra
MiroslavSIC
MiroslavSIC
4 апреля 2021 13:17
922211 forum on generic cialis buy cialis online
MiroslavSIC
MiroslavSIC
4 апреля 2021 13:25
922211 only here indian cialis online cialis

cialis 20 mg discount discount cialis cialis cheap
InnaSIC
InnaSIC
4 апреля 2021 13:26
dd9f11 compare prices of viagra viagra super active plus
RobleSIC
RobleSIC
4 апреля 2021 13:33
653511 acquisto cialis pillole buy cialis online
InnaSIC
InnaSIC
4 апреля 2021 13:34
dd9f11 free samples viagra in uk viagra generic
GranitSIC
GranitSIC
4 апреля 2021 14:03
cialis pas cher grenoble online cialis online cialisuse viagra dogs viagra viagra genericbuy viagra in mitchells plain viagra online cheap viagra

3ff211 do lloyds pharmacy sell viagra viagra

1fd011 viagra macht impotent viagra franceinstallment loans mansfield ohio payday loansbuy eassy in the online cialis onlineviagra cialis and safe viagra
AoiSIC
AoiSIC
4 апреля 2021 14:04
1fd011 look there budget viagra acheter viagra generiquecash flow network payday loansdo my assignment pay online cialisviagra stores uk viagra
GordiiSIC
GordiiSIC
4 апреля 2021 14:09
i use it viagra without a rx buy generic viagra viagra cheapgeneric viagra ontario viagra cheap viagra cheaponline viagrapille in indien canadian viagra viagra cheapviagra for sale by the pill viagra cheap viagra canada
SvobodaSIC
SvobodaSIC
4 апреля 2021 14:18
ab5811 viagra op doktersrecept viagra cheapgeneric soft viagra 50mg viagra onlineviagra farmacia onlin viagra online
SvobodaSIC
SvobodaSIC
4 апреля 2021 14:20
ab5821 viagra i turkiet buy viagra pastillas parecidas al viagra canadian viagra get viagra online with paypal buy viagra
SashaSIC
SashaSIC
4 апреля 2021 14:33
e5a311 prix cialis boite de 8 online cialisgeneric viagra is buy viagra onlineclick here viagra 20 mg buy viagra
MiquelSIC
MiquelSIC
4 апреля 2021 14:52
business letter writing services buy cialis cialis

238921 do i need a business plan to buy a franchise buy generic cialis
OllinSIC
OllinSIC
4 апреля 2021 15:04
244811 cheap viagra cialis india canadian viagracan take 2 50mg viagra viagra online pharmacyfollow link wwwcialiscom buy generic cialisviagra what does it cost buy generic viagra
WiesmanSIC
WiesmanSIC
4 апреля 2021 15:21
acquisto viagra con mastercard buy viagra online buy viagracialis fa bene generic cialis buy generic cialiscialis requiere receta online cialis cialis cheap

dd9f21 bad credit loans san marcos tx faxless payday advance purchase apa writing assignments cheap cialis online viagra auf kassenrezept online viagra
BrinleeSIC
BrinleeSIC
4 апреля 2021 15:34
ab5811 business plan writers raleigh nc online cialisvendo viagra a bologn online viagrawe recommend how much viagra viagra onlineviagra fast delivery com buy viagra online
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 39 Вперед