Обоснование государственной идеологии в системе аграрной политики Казахстана » Страница 3 » Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры
Приёмная:
+7(727) 375-77-55
Эксперты:
+7(727) 375-88-18
Версия для
слабовидящих
» » Обоснование государственной идеологии в системе аграрной политики Казахстана
22
апрель
2015

Обоснование государственной идеологии в системе аграрной политики Казахстана

«Любая развитая идеология создается, поддерживается

 и совершенствуется как политическое оружие,

а не теоретическая доктрина»

Ханна Арендт 

Аграрная экономика всегда находилась под давлением определенных идеологических догм аграрной политики государства, в результате которого складывалось то или иное положение сельского хозяйства. С конца ХХ века аграрная промышленность государства, по сравнению с другими отраслями отечественной экономики, стала прочно занимать место отсталой составляющей общественного хозяйства страны. На современном этапе по оценкам многих специалистов Казахстан считается страной с самым высоким незадействованным сельскохозяйственным потенциалом в мире. Имея, в свою очередь, стартовые условия для полноценного развития сельского хозяйства и тем временем в должной мере не используя их, страна создает латентную угрозу для безопасности всего человечества. Причинами, породившие подобную проблему, явились: длительное отсутствие научно обоснованной, проверенной и системной практикой хозяйствования аграрной политики государства; формирование сельской экономики теми лицами, которые по собственным интересам влияли на государственные структуры, ответственные за разработку и осуществление аграрной политики. Это, несмотря на то, что политика должна была строиться на реальных проблемах, объективно существующих в отрасли. Указанные причины напрямую связаны с нехваткой той государственной идеологии, которая на должном уровне представила бы стране предназначение сельского хозяйства на основе богатого исторического опыта, обозначила бы тактические цели и задачи, призывая тем, что для их достижения нужна взаимная сплоченность, как со стороны государства и его отдельных структур, так и общества. 
      Идеология, сама по себе, – это не определенный способ ускользнуть от действительности, основная функция идеологии состоит в том, чтобы создать ту социальную реальность, которая бы могла защититься от различных травматических катастроф [1]. Идеологическая платформа, имеющая положительный тон для развития общества, должна  максимально проникать в те отрасли, на которые государство подлинно рассчитывает. Идеология должна навязываться государством лишь тем сферам, которые напрямую зависимы от государственной поддержки и регулирования, а также незаменимы в развитии всей страны. С этой точки зрения, небезызвестна ведущая роль сельского хозяйства для Казахстана, эффективное функционирование которого обеспечит продовольственную безопасность, глубоко соизмеряемая с национальной, экономической, экологической и другими видами безопасности. Развитие аграрного сектора также высоко оценивается в управлении над всевечными проблемами. Так, к примеру, разрешаются вопросы социальной отрасли – безработица, миграция, быстрые темпы урбанизации и др. 
        Историческое прошлое пронизана событиями, где во многих странах идеология стала оружием в руках эшелона власти, поработивших собственный народ путем насаждения ему своего понимания реальности, прикармливания идеями о «светлом» будущем, не закрепленные объективными доводами (они были субъективны и пристрастны). Во все времена идеология осуждалась различными учеными, просветителями – им было чуждо насилие государства над обществом. Однако оправданию подлежит демократически ориентированная «государственная идеология», не идущая на поводу утопических взглядов и созданная во благо всего общества. В реалиях страны таковым может по праву стать создание идеологии для государственной аграрной политики. В отличие от существующих идеологий, тщетно придававшиеся различным мифам, идеология сельского хозяйства страны будет содержать элементы научных знаний, так как она опирается на реальные факты и доводы – сельское хозяйство для народа, издавна проживающего на территории Казахстана, является мерилом благосостояния; земли и климатические условия благоприятствуют выращиванию всевозможных культур, разведению животноводства и т.д.
      Потребность в формировании идеологического базиса аграрной отрасли страны объясняется достаточно длительной продолжительностью сельскохозяйственного кризиса, хронические пороки которого до конца не излечиваются всевозможными реформами, принимаемые государством. Правительственные программы по реформированию сельской общности содержат в себе значительное количество благих задач и приоритетов, которые на первый взгляд создают видимость непоколебимости и успешного исхода всех принятых решений. Однако имеет место быть характерная, для казахстанской государственной политики, тенденция – неэффективное и непрозрачное исполнение государственных программ, в частности и агропродовольственных. Следовательно, между декларируемыми благими намерениями и реализацией их исполнения завсегда лежат другие, и уже нелегальные решения, своевольно принимаемые не для изначально поставленных целей. Здесь, главная недоработка государства заключается в нехватке объективного и исчерпывающего анализа промежуточных и итоговых результатов государственных программ. В случае если Правительство всерьез озаботилось бы тем, чтобы ставить перед собой реалистичные цели, оно безотлагательно проанализировало бы следующие основополагающие вопросы выполнения государственной программы:
      - что не было реализовано в соответствующей государственной программе;
      - каковы причины, факторы нереализованности целей и задач программы;
      - какие механизмы необходимо закладывать в новую программу, чтобы в перспективе она вновь не провалилась.
      Для прогрессивного развития аграрного сектора необходимо поставить перед ним не просто благие и прагматические задачи, но и цели, способные мотивировать и вдохновить сельхозпроизводителей, фермеров и крестьян. Они, будучи еще не отошедшие от плановой экономики, повсеместно проявляют некую безынициативность и ориентированы не на культуру демократического участия, а на культуру пособий. По сути, переход Казахстана на коммерческие рельсы, начатые с жестких приватизационных мер, мотивирующие индивидуальным обогащением, создает существенный дефицит коллективного морального воодушевления. Государственная идеология должна способствовать «лечению» больного общества – избавлению от социальной пассивности и иждивенчества, застаревших догм и стереотипов советского прошлого. Формой, характеризующей сущность и содержание указанной политики, могла бы стать некая Концепция (либо Доктрина) государственной аграрной политики, опираясь на которую можно разрабатывать программы вывода отрасли из отсталости, тем самым закладывая организационную основу устранения кризиса, упрочившегося в аграрном секторе экономики.
      Предлагаемая Концепция исходит из того неопровержимого факта, что реализуемая сегодня аграрная политика однобока и бессистемна. Государственная сельскохозяйственная политика, в том числе информационная политика, на долю которой приходится эта сложная гуманитарная миссия, должна заняться четкой аргументацией, опирающаяся на ценностный подход к аграрной сфере. Современные научные обозреватели с наибольшей точностью заверяют, что чем выше доля ценностных мотиваций и энтузиазма в управленческом мышлении, тем больше он владеет способностью подчинять конъюнктурные краткосрочные цели стратегически-долгосрочным.
       Цели в стратегических масштабах при разработке государственных программ должны упираться на реалистическое видение, строго ограничивающее утилитарный подход. Последняя конструкция предполагает, что в качестве определяющих принципов следует ставить не текущие потребности сегодняшнего дня (какими бы актуальными они ни казались), а стратегические цели казахстанской агропродовольственной сферы. Данное положение обосновывается тем, что продовольственную политику, как основополагающую часть сельского хозяйства, государству необходимо продумывать на долгосрочный период, так как потребность в продовольствии в стране, да и в мире, будет с каждым годом возрастать в геометрическом прогрессе. 
       Казахстанская практика по обозначению цели, целевых индикаторов в государственных программах развития аграрной отрасли, а также их связи с вышестоящими документами порождает немало вопросов. Основными документами, в которых приведено стратегическое планирование агропромышленного комплекса, и на которых ссылаются или должны ссылаться все отраслевые программы, являются «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года» [2] и «Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года» [3]. Представленная главой государства в декабре 2012 г. «Стратегия – 2050» содержит в себе в основном политический курс до 2050 года без конкретного определения целевых установок и разбивки по временным показателям. Единственно отличающаяся стратегическая цель, как по качественным, так и по количественным параметрам, – это «увеличение к 2050 году доли продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 5 раз». С идеологической точки зрения показательны несколько задач, выдвинутые руководством страны, к примеру: «изменить культуру земледелия и возродить с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений наши традиции животноводства». 
     Касательно «Стратегического плана – 2020», то в нем приводятся стратегические цели сельского хозяйства, которые более соответствуют целевым индикаторам: 

Стратегические цели в сфере сельского хозяйства

К 2020 году 
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 4 раза;
урожайность пшеницы составит 1,4 тонны с 1 гектара
К 2015 году
экспортный потенциал аграрной отрасли увеличится до 8% в общем объеме экспорта;
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза; 
повысится доля переработки мяса до 27%, молока – до 40%, плодов и овощей – до 12%
     В целом, при анализе стратегических документов можно выявить тенденцию переустановки взглядов, переосмысления отношения к отрасли сельского хозяйства – постепенно аграрная политика вновь становится одной из ключевых сфер государственного управления. Подобные преобразования также подтвердились недавним выступлением главы государства о недопущении приостановления государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли [4]. Однако в данном случае развитие сельского хозяйства рассматривается не в качестве конечной цели, а как средство для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
       В группу наиболее значимых подходов для разработки сельскохозяйственных программ следует включить системный метод. Несмотря на популярность в теории государственного управления с 50-х годов прошлого века, применение его в действии довольно редко. Основной лейтмотив системного метода, где бы он ни применялся, состоит в необходимости целостного подхода к решению поставленных проблем, в русле которого значительное внимание уделяется взаимосогласованию различных секторальных решений. Следовательно, государственное планирование должно строиться на основе внутренней сбалансированности, где все официальные документы согласованы между собой по целям развития, задачам и показателям результатов. 
        В качестве стратегических и отраслевых программ, в которых выявлены системные несоответствия и корреляции, могут выступать такие официальные документы, как: «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года», «Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы» [5] и «Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы» («Агробизнес – 2020») [6]. Для всеобъемлющего представления проблемы необходимо рассматривать их содержание, используя сравнительный метод. 
        В Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (ГПФИИР) указывается, что основной задачей является «обеспечение конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции в объемах, достаточных для покрытия потребностей внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов, с целью занятия ведущих позиций на внешних рынках». В «Агробизнесе – 2020» главная цель предусматривает «создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК Республики Казахстан». Очевидно, что главная задача и цель данных документов во многом отличаются.
         Наиболее корректным сравнением видится сопоставление целей «Стратегического плана РК – 2020» и целевых индикаторов «Агробизнеса – 2020», поскольку за основу разработки агропромышленной программы указывается «Стратегия – 2020» (см.: Таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ целей и целевых индикаторов «Стратегического плана развития РК до 2020 года» и «Программы по развитию агропромышленного комплекса в РК на 2013-2020 годы»

Стратегический план – 2020

Агробизнес – 2020

Стратегические цели диверсификации экономики

Стратегические индикаторы

К 2020 году
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 4 раза
увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза к 2020 году
К 2015 году
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза
снижение долговой нагрузки СХТП за счет понижения действующей процентной ставки в ходе реструктуризации кредитов на 300 млрд. тенге к 2015 году
Стратегические цели в сфере сельского хозяйства
снижение коэффициента угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов до 0,88 к 2020 году
К 2015 году
экспортный потенциал аграрной отрасли увеличится до 8 % в общем объеме экспорта
увеличение доли пищевой продукции, подверженной мониторинговым лабораторным исследованиям до 0,4 % к 2020 году
производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза
введение в оборот дополнительных сельскохозяйственных земель из числа нерационально используемых в объеме 6,8 млн. га к 2020 году
повысится доля переработки мяса до 27 %, молока – до 40 %, плодов и овощей – до 12 %
доля государственных услуг, переведенных в электронный формат, 62 % к 2015 году
 
 
 
 
        Из вышеуказанного сравнения можно сделать ключевой вывод о том, что стратегические индикаторы агропромышленной программы и цели Стратегии полностью не корреспондируются друг с другом – отсутствуют показатели, по которым в целом можно определить и высчитать качественные и количественные составляющие. Индикаторы, обозначенные в Стратегии, по неясным причинам не указываются в главной отраслевой программе, вследствие чего создается множество проблем в процессе их реализации.  
        Следует подчеркнуть, что то же несоответствие присуще отдельным отраслям агропромышленного комплекса. Внешне заметно, что каждое звено совершает действия, охватываемые содержанием его компетенции, довольствуется этим, «забывая» о необходимости внутри организационного и согласованного сотрудничества. Достаточно непросто перейти на реальный программно-целевой метод, когда у каждой программы есть ограниченный круг задач, свои сроки, показатели и ответственные лица. Успешная реализация системного подхода в условиях нынешней экономики требует от правительства особой государственной воли, потому как в интересах самого государства увязывать в одно направление различные отрасли сельского хозяйства. 
        Весьма парадоксальным явлением в отечественной практике становится то положение, когда принимаемые одна за другой агропродовольственные программы, бесконечно выделяемые субсидии, дотации, не приводят к первоначально поставленной цели. Подобная недальновидность государственной политики является следствием допущения важных системных ошибок:
       1) Государственная поддержка предоставляется по принципу «закрытых глаз». Субсидии, к примеру, изначально должны выдаваться тем сельхозпроизводителям, которые предоставляют правительству четкий план, к примеру, по увеличению поголовья скота, разведению культур и т.д.
       2) После предоставления государственной помощи, руководство слабо контролирует исполнение сельхозпроизводителем тех задач и обязанностей, которые были ранее выдвинуты государством.  
       3) Отсутствует профессиональный, объективный и исчерпывающий анализ в течение осуществления сельскохозяйственной политики, а также в период ее заключения. 
       Примеров, свидетельствующих об отходе от системности хозяйствования, достаточно много, а решения для его устранения недостаточно. Подобные выводы наводят на мысли о том, что государство, стало быть, вовсе не заинтересовано в получении действенных результатов, искусственно разрушая хозяйственную инфраструктуру, либо правительство по тому же принципу «закрытых глаз» распределяет государственный бюджет. 
       Стратегическое мышление предполагает реалистическое и объективное, а также в силу того, что сельское хозяйство Казахстана находится в зоне рискованного земледелия, и трагическое видение происходящих событий для обеспечения более прочной связи между долгосрочной политикой и непосредственными решениями. Основная задача государственного регулирования заключается в снижении вероятности неблагоприятного хода событий, минуя сельскохозяйственные катастрофы. Именно поэтому, желательно наличие альтернативных вариантов программы, которые не выбрасываются в корзину, а в нужный момент используются для подстраховки как запасные. Следовательно, специалисты будут разрабатывать государственную программу не экспромтом, а задействовав в этот процесс творческий подход с элементами критической оценки. Фактор «стратегической нестабильности» в сельскохозяйственном секторе Казахстана явление не новое и его достаточно часто можно рассчитать с определенной степенью точности. Для этого к разработке агропродовольственных программ необходимо привлекать соответствующих специалистов, которые смогут составить коэффициент неопределенности в программу, сделав ее намного реалистичней. 
       Особо важной рекомендацией в разработке альтернативных агропродовольственных программ является использование негосударственных организаций, включая заинтересованных коммерческих и бизнес-структур, в данный процесс. В составе разработчиков программы должны быть идеологи, политологи-эксперты – носители научного знания о политическом процессе в стране, а также специализированные в вопросах отрасли сельского хозяйства – ученые.
       Еще одним сдерживающим фактором, который характеризует систему реформирования сельского хозяйства страны, является проблема приоритета неполитических методов с учетом влияния политических факторов. Любая государственная программа, в частности направленная на аграрный сектор, должна быть строго отделена от политической конъюнктуры. Стратегическое планирование программы, рассчитанное на 20-50 лет (иногда даже на длительный период времени), требует разумной дистанцированности от уровня сменяемости правительственных кабинетов. Вместе с тем, процесс разработки государственной программы нуждается в глубоком понимании и реалистическом учете политических факторов. Казахстанский опыт по принятию государственных программ в области сельского хозяйства в большинстве случаев рассчитывается на краткосрочный период времени (кроме программы «Агробизнес-2020»), что указывает на неспособность стратегического планирования и управления. Распространенным явлением стала подготовка новых программ, несмотря на то, что не была завершена реализация ранее принятых. Так, приход нового руководства Министерства сельского хозяйства РК ознаменовалось инициированием в 2012 г. новой отраслевой программы «Агробизнес на 2013-2020 годы», принятая вместо программы на 2010-2014 гг. Из этого можно заключить, что приход нового человека знаменуется новыми идеями и принципами, а самое главное – вся реформенная суета начинается с нуля, и в этот нескрупулезный процесс снова затрачиваются значительные государственные ресурсы, средства. Следует отметить, что предыдущая программа соответствовала по целевым индикаторам «Стратегии-2020», нежели «Агробизнес-2020», в которой  даже наименования показателей не совпадают. Вдобавок ко всему в новой программе отсутствует серия важных задач, связанных с развитием сельского хозяйства – устойчивое использование ресурсов и развитие сельских регионов. 
       До окончательного принятия Концепции также важен и необходим процесс широкого ее обсуждения, который будет способствовать развитию плюралистического общественного мышления. Современное демократическое государственное регулирование и «политика высокого качества» не представляются успешными без использования всего спектра PR-технологий для привлечения внимания заинтересованных лиц к готовящейся программе. 
       Последним, но не теряющим остроту, принципом является готовность своевременно обобщать накопленные результаты в ходе и конце реализации программы. Любая сельскохозяйственная программа требует непрерывной оценки и переоценки результатов, творческого обучения и развития своих способностей. Средства, выделенные на специальную подготовку и переподготовку задействованных в ней специалистов, следует выделить отдельной статьей в бюджете программы. 
       Таким образом, важным результатом Концепции станет, как приведено выше, выявление аграрной стратегии, сущности, содержания и политики государства, проводимой на селе (см.: Таблица 2). 

Таблица 2. Концептуальные индикаторы Государственной аграрной политики РК

 

Индикаторы

Действующая политика

Рекомендуемая (ожидаемая) политика

1

Целевая установка государственной политики

Создание благоприятных условий для развития отдельных отраслей, сфер, направлений, участков аграрного производства
Способствование достижению устойчивого и эффективного ведения всей системы сельского хозяйства и агропромышленного комплекса (АПК)

2

Направленность государственного воздействия

Осуществление предпринимательской инициативы в отдельных сферах агропромышленной системы; разрешение действующих, назревших проблем аграрной экономики, без исследования и дальнейшего искоренения причинных связей
Отход от изжившей себя идеологии хозяйствования; адаптация к условиям, принципам рыночной организации и ведения аграрного производства; внедрение новых, экономически полезных результативных форм и способов контроля над аграрной системой; создание института доверия общества к инициируемым государством мероприятиям, нацеленным на борьбу с отсталостью отраслей сельского хозяйства; государственная помощь в виде льгот и преференций, предоставляемые только при наличии конкретных планов их использования; осуществление национальной предпринимательской инициативы; преодоление отсталости и кризисных явлений всей аграрной системы; защита интересов отечественных товаропроизводителей – преодоление зависимости Казахстана от зарубежных стран по всем основным видам продовольствия (обеспечение продовольственной безопасности страны)

3

Методы реализации государственных программ

Декларативные, преимущественно субъективные, волюнтаристические, навязанные, поверхностные
Объективные, рациональные, научные, прогнозно-ориентированные, осознанные, концептуальные, реалистичные, комплексные

4

Легитимация

Множественность разрозненных, преимущественно системно неоформленных, несогласованных, декларативных, далеких от реальности, не полностью исполняемых и неисполняемых актов (стратегий, документов) управления агропромышленным производством
Общий Закон о Государственной аграрной политике, отличающийся четким понятийным аппаратом, конкретными и детальными указаниями, раскрывающий, характерные отечественной отрасли сельского хозяйства, свойства и особенности 
        Таким образом, для Казахстана наступил тот переломный (с одной стороны, возможно, и благодатный) момент, когда полагается постепенно отходить от нефтяной кабалы и возрождать, издавна свойственное народу, культуру широкого развития сельского хозяйства, а также по примеру развитых стран, не имеющих столь значительных объемов нефтяных и прочих ресурсов, разрабатывать собственные передовые технологии, иначе говоря – находить альтернативу. Подобные преобразования, в свою очередь, нуждаются в рациональной идеологической (воспитательной) работе. Точечное реформирование аграрной политики государства, ее признание и утверждение в системе сельского хозяйства и АПК – процесс длительный и чрезвычайно сложный, требующий решения масштабных социально-экономических вопросов. Первоначальная же работа по укреплению и развитию аграрной отрасли должна проводиться посредством создания всеобщего мнения о сельском хозяйстве как об определяющем и крайне важном секторе экономики страны. Существенную роль в реализации данной категории может сыграть разработка единой, систематизированной Концепции агропродовольственной политики, а также высокая доля государственного участия и помощи в повсеместном распространении идей Концепции. Следует отметить, что Концепция включает в себя не только обозначение ключевой цели, направлений, самое главное, Концепция должна стать инструкцией для разработок стратегических отраслевых программ, вследствие чего государственная политика в области сельского хозяйства будет постепенно переходить от разрозненного состояния к системно-комплексному.

Список использованных источников

1. Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. – М.: «Художественный журнал», 1999. – ISBN 5-901116-01-1. – C. 52.
2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года / www.akorda.kz.
3. Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года / www.akorda.kz.
4. Назарбаев рассказал почему казахстанцы не живут, как жители Эмиратов /  https://news.mail.ru
5. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы / www.akorda.kz.
6. Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес – 2020» от «18» февраля 2013 года, № 151
 
Жангужекова Динара
Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Galyanah
Galyanah
10 сентября 2020 18:19
chantillon de viagra gratuit viagra cheap viagratomar viagra precaucio buy viagra buy viagra
Galyanah
Galyanah
10 сентября 2020 18:24
383131 official viagra on line sales http://viagrauyr.com/ viagra 5mg http://viagrayqdd.com/
Vlasovnah
Vlasovnah
10 сентября 2020 18:29
pharmacie en ligne cialis uk generic cialis online cialiswriting helper generic cialis generic cialiscomprare viagra yaho buy generic viagra generic viagra

dapoxetine and cialis buy cialis online generic cialisbuy business reports cialis cheap cialischeap viagra professional online viagra viagra
Seydounah
Seydounah
10 сентября 2020 18:32
383131 better vs which is viagra https://itsviagranew.com/ where to buy genuine viagra https://kaufenvia20.com/ quick easy safe loans http://loansoloie.com/

383131 can i take my husbands viagra https://itsviagranew.com/ we choice viagra fast delivery https://kaufenvia20.com/ payday loan in louisville ky http://loansoloie.com/
Seydounah
Seydounah
10 сентября 2020 18:38
spill michigan viagra buy viagra buy generic viagralook there daily viagra viagra kaufen rezeptfrei viagra bestellenbad credit personal loans houston texas no fax payday loan payday advance
Bradlienah
Bradlienah
10 сентября 2020 18:39
1fd031 using 25 mg viagra https://frviagrafrance.com/ cialis nz https://genericedpills20.com/ best price original cialis https://genericialis20up.com/
Seydounah
Seydounah
10 сентября 2020 18:41
click here buy internet viagra viagra without doctor prescription viagra cheaponline viagra no rx viagra billig viagra kaufen billigquick loans in montgomery alabama no fax payday loan no faxing payday advance
Bradlienah
Bradlienah
10 сентября 2020 18:47
1fd031 venta de viagra belgrano https://frviagrafrance.com/ i recommend cialis philippines https://genericedpills20.com/ prezzo pastiglie cialis https://genericialis20up.com/

1fd031 buy viagra uk quick delivery https://frviagrafrance.com/ look here cialis soft tablets https://genericedpills20.com/ cialis 20mg au https://genericialis20up.com/
Jeurynah
Jeurynah
10 сентября 2020 18:51
adverse event cialis cialis online buy cialisweblink cialis canadian buy cialis online buy generic cialis

free cialis pills cheap cialis buy cialis onlineis 20mg cialis for daily use cialis cialis online
Jeurynah
Jeurynah
10 сентября 2020 18:54
a75631 compare cialis to generic https://ciatrusstedonline.com/ cialis strips erfahrunge http://ciaviagogogo.com/
Olegnah
Olegnah
10 сентября 2020 18:59
acheter cialis en ligne online cialis buy cialis online
Olegnah
Olegnah
10 сентября 2020 19:09
6f5631 need to buy cialis http://ciaviagogogo.com/

6f5631 cialis super active bnf http://ciaviagogogo.com/

444031 cialis gnrique en ligne eu https://genericedpills20.com/ the best site buy cialis pills https://genericialis20up.com/
nah
nah
10 сентября 2020 19:11
viagra ice cream for sale viagra without doctor prescription viagra von deutschland kaufen cost of viagra tabs
Ionanah
Ionanah
10 сентября 2020 19:55
cialis daily packaging cialis generic cialisbayer 20 mg cialis buy cialis online generic cialis 20mg

acquisto cialis originale buy generic cialis buy generic cialiscialis belgique ordonnance generic cialis online cialis

5 mg cialis review generic cialis cheap cialischeapest online cialis pills cialis online buy cialis

payday advance miami florida no fax payday loans faxless payday loandiscount viagras best price for sildenafil 20 mg sildenafil 20 mg tablet

purchase cialis tablets generic pills buy generic cialis

viagra online blog buy generic viagra cheap viagraviagra bayer colombia buy viagra buy viagraorder viagra pills cheap viagra online generic viagra online
nah
nah
10 сентября 2020 20:14
austria viagra kaufen cosa costa il viagra viagra online viagra and trileptal
Evdokiyanah
Evdokiyanah
10 сентября 2020 22:57
natures viagra viagra without a doctor prescription canada viagra online canadian pharmacyachat de veritable viagra viagra viagra online

viagra age 18 buy viagra buy viagracan buy viagra pharmacy cheap viagra cheap viagramedicamentos viagra generico viagra generic online viagra

comprar viagra online 24h generic viagra generic viagra

comprar viagra madri viagra online buy viagraviagra order usa viagra online pharmacy viagra online pharmacyuk free sample of viagra viagra cheap buy viagraviagra at viagra generic viagra coupon

ebucks personal loan payday loans online payday loans

comprare is farmacia 154b

how can a business plan help 16b9 i recommend get is 16b9 is nelle urine 16b9

be master theses 16b9 is ship to canada 16b9 is 5mg works after 16b9

look here is doses f8d3 is 5 mg die f8d3 be book reports 1800 f8d3 only now is 6 free samples f8d3

arginine is 130e
Alyanah
Alyanah
11 сентября 2020 00:27
we choice viagra costs cheap viagra viagra buyviagra kaufen nicht online viagra without doctor prescription canadian viagraviagra original online viagra prescription online best place to buy viagra online

best sites to be is 0584 best form natural is 0584 the cheapest is prices 0584

viagra generic wholesale viagra sample viagra genericmuestra genrica de viagra viagra online viagra genericviagra para mujeres casera online doctor prescription for viagra how to get viagra without a doctor

340f31 cialis per le donne https://ssupercialisever.com/ where can i buy book reports https://tabserectilecheap.com/ comprar viagra online madrid http://viagener2020.com/ prescription pour du viagra http://viagraaqwe.com/

340f31 search results buy cialis https://ssupercialisever.com/ article review services https://tabserectilecheap.com/ precios de viagra http://viagener2020.com/ viagra buy http://viagraaqwe.com/

9c8131 viagra sales valentines https://viatrustedonline.com/

be is in seoulkorea 336e
nah
nah
11 сентября 2020 00:30
viagra quel cas buy viagra only for you 25mg viagra real generic viagra
Kalininanah
Kalininanah
11 сентября 2020 02:04
3cfd31 best price on cialis 20mg usa https://cialisactivesupers.com/

097831 follow link pfizer cialis uk http://cialisooie.com/ dont take cialis with http://cialisuqpor.com/ cialis sant http://cialisuqwc.com/ online cheap cialis http://cialisuyew.com/

097831 cialis tadalafil 80 mg http://cialisooie.com/ cialis 20 mg tablets uk http://cialisuqpor.com/ cialis in sloveni http://cialisuqwc.com/ generic cialis low price http://cialisuyew.com/

fb7431 bestellen sie cialis ec online http://cialisuyew.com/ cialis virmax https://cialisyrpo.com/

f4d731 viagra laws in the uk http://viagraoier.com/ viagra for females https://viagraonline20up.com/ viagra generic vs pfizer https://viagraonlinegfsd.com/

be is louisville aa64 can is go bad if not used aa64 free trial of is in canada aa64

440911 viagra sublingual delivery buy viagraachat viagra en espagne viagra online pharmacy

440931 viagra costo farmacia http://viagrauyr.com/ viagra 0 2 http://viagrayqdd.com/

440931 buy cheap viagra plus http://viagrauyr.com/ viagra and australian customs http://viagrayqdd.com/

53e931 how can i get viagra cash https://frviagrafrance.com/ generico cialis roma https://genericedpills20.com/

53e911 viagra effets secondaires foru acheter viagra sans ordonnancecialis virmax online cialis

53e931 who discovered viagra https://frviagrafrance.com/ we choice cialis rx https://genericedpills20.com/

383131 online viagra 100mg https://frviagrafrance.com/

a6ac31 brand cialis 5 mg comprar http://cilapharm.com/

6e4711 mylan generic viagra online doctor prescription for viagra

6e4731 usefull link dosage viagra https://viagratodo20.com/

0d0d31 viagra blo http://viagener2020.com/ viagra acquisto libero http://viagraaqwe.com/
Junielnah
Junielnah
11 сентября 2020 02:26
cheap phizer brand is 53e7

trouver is paris 53e7
Junielnah
Junielnah
11 сентября 2020 02:29
5f7511 generic viagra 100mg online cheap viagra
Junielnah
Junielnah
11 сентября 2020 02:43
at is pills 53e7

click now cheap is in usa 3d96 is be with paypal 3d96

mg strong is a is 3d96 cheaper is or is 3d96
Alyanah
Alyanah
11 сентября 2020 02:44
238911 where can online viagra buy i viagra bestellensame day loan shops faxless payday loansgeneric viagra fast shipping buy sildenafil online australiaovernight cialis prescription online cialis
Alyanah
Alyanah
11 сентября 2020 02:50
is number order on phone c7e3 small loans in decatur ga c7e3 le is est il efficace c7e3 be is online cheap uk c7e3

is prix belgique c7e3 ez cash loans in simpsonville sc c7e3 isg pas cher c7e3 precio de is 5mg c7e3
Treninnah
Treninnah
11 сентября 2020 02:58
acca11 para pastillas cialis buy cialis online
Lenanah
Lenanah
11 сентября 2020 03:26
is 100 mg oder 50 mg aa64 vente de isfor aa64

be is nsw b43a is at in india b43a differenza is ciali b43a

is 20 mg faq 154b venta is guadalajara 154b

tienda is aa64 is rx website aa64 college speeches for sale aa64 is 50 achat aa64
Haviernah
Haviernah
11 сентября 2020 03:44
3fa811 cialis 40 mg effects buy cialis onlineblack cialis best cheap buy cialis online

3cfd11 generic viagra versus viagra buy viagraa mouse on viagra buy viagra onlinei use it viagra generic 100mg how much viagra should i take the first timevisit web site viagra sources viagra cheap
Kilinnah
Kilinnah
11 сентября 2020 04:13
53e931 look here cheap cialis on line http://cialisuqpor.com/
Baumbachnah
Baumbachnah
11 сентября 2020 04:25
is and high blood pressure 99a2 marketing writer 99a2
Ravilnah
Ravilnah
11 сентября 2020 04:43
1fd131 cialis no prescription canada https://ciatrusstedonline.com/ farmacia di xp cialis http://ciaviagogogo.com/ cialis 10mg efficacit http://cilapharm.com/